Сверчков В.Д. Интерьер (Чтение письма у камина). Около 1856-1859
Сверчков В.Д.
Интерьер (Чтение письма у камина)
Около 1856-1859
Дерево, масло. 46 x 56
Художественная коллекция города Турку
На двух произведениях Владимира Сверчкова из художественной коллекции города Турку, условно названных Интерьер I и Интерьер II, год их создания, указанный рядом с авторской подписью, стерт временем. Несмотря на то, что периоды обучения и работы В.Д. Сверчкова в Париже пока не уточнены окончательно, эти картины следует предположительно датировать 1856–59 годами.
Согласно авторским пометкам на картине Интерьер, известной также под названием Чтение письма у камина, она написана в Париже и, возможно, относится к 1857 году. На картине изображена читающая письмо молодая женщина в голубом платье, стоящая возле большого, декорированного скульптурой камина. Опустившийся в кресло старец слушает послание, склонив голову и опираясь на трость. Обстановка комнаты привносит в происходящее повествовательную глубину. Слева возле камина стоит пустой стул, со спинки которого, словно знак траура, спускается черная драпировка. Над очагом камина помещен скульптурный рельеф, по обеим сторонам которого расположены скульптурные изображения воинских атрибутов времен Римской империи. Река, изображенная в средней части центрального рельефа, разделяет его на две половины – на левую, с дремучим лесом, и на правую, с царящей в ней классической архитектурой. В увенчанном римским дугообразным сводом пространстве изображены четыре женщины, занятые приготовлением к купанию или, возможно, к некой другой церемонии. Кельтское божество Кернуннос (Цернунн), изображенное в левой половине рельефа, протягивает руку по направлению к центральному персонажу женской группы. Этот образ с лосиной головой символизирует мужественность и, вероятно, в данном случае олицетворяет дикую силу, противостоящую классической римской традиции. Изобразил ли Владимир Сверчков в скульптурном рельефе камина символический брачный союз и ритуал согласия между севером и югом Европы, разделенной культурными и политическими разногласиями? В связи с подобной трактовкой, эту наполненную глубоким смыслом живописную композицию можно рассматривать как изображение момента, когда семьей только что получено скорбное известие, вероятно, с фронта военных действий. Его содержание воспринимается персонажами спокойно, с покорностью судьбе.
Картина поступила в составе дарственной коллекции, завещанной городу Турку в 1905 году Надеждой Михайловной Половцовой (1843–1908), и состоявшей из 6 авторских работ Владимира Сверчкова и 24 копий, выполненных им с подлинных произведений Рембрандта и художников его школы.
________________________________________
Музейный центр города Турку, Риитта Кормано
Фото: Веса Аалтонен