Сверчков В.Д. Военные перед казармой. 1848
Сверчков В.Д.
Военные перед казармой
1848
Холст, масло. 53 х 71
Государственный Русский музей
Картина, известная также под названием "Гауптвахта", принадлежащая ныне Русскому музею, относится к раннему периоду творчества В.Д.Сверчкова. В те годы он много работал по «живописи военной». Будучи военнослужащим, подпоручиком 21-й пехотной дивизии в Хельсинки, молодой человек «по страсти к искусству» вышел в 1843 году в отставку и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс профессора Богдана (Готфрида) Павловича Виллевальде (1818-1903), избрав специальностью жанровую и батальную живопись. Мечтал о поездке на Кавказ, чтобы своими глазами увидеть боевые действия.
Написанная во время пребывания художника в Мюнхене, картина интересна тем, что среди офицеров и солдат в разнообразном обмундировании, а также нескольких гражданских лиц, здесь в центре композиции присутствует фигура художника. Уверенной рукой он наносит на поверхность распахнутой двери контуры фигуры позирующего ему человека в кивере со сложенными на груди руками.
В 1850 году, участвуя в академическом конкурсе на малую золотую медаль, Сверчков получил задание: написать «Эпизод из Бородинского сражения». Но поскольку в это же время по заказу Николая І Сверчков выполнил картину «Внутренний караул в Зимнем дворце от лейб-гвардии Преображенского полка», он получил искомую награду за нее, от исполнения же работы на упомянутый сюжет его освободили. Известна еще одна работа подобного рода – небольшой недатированный эскиз «Группа казаков конвоя Его Величества в галерее Зимнего дворца» (картон, масло, 20 х 29), переданный Русскому музею из Общества поощрения художеств в 1921 году.
Сверчков дважды участвовал в конкурсах на большую золотую медаль полотнами «Бивуак Преображенского полка» (1851) и «Кавалерийская кузница» (1852), однако также не был удостоен награды.
В 1856-1858 годах живописец совершенствовался в Мюнхене у известного художника-баталиста Петера фон Гесса (1792-1871), автора большого цикла произведений об основных сражениях Отечественной войны 1812 года, заказанных ему Николаем І для Зимнего дворца. В Германии Сверчков посетил также Берлин, Дрезден и Лейпциг.
В 1859 году он надолго обосновался в Мюнхене, откуда периодически присылал картины в Петербург на академические выставки. С Баварией связан особенно значительный период его жизни и творчества – женитьба, основание собственной витражной мастерской и создание целого ряда крупных произведений в технике живописи на стекле.
_________
С.Н.Левандовский, Государственный Русский музей