Сверчков В.Д. Форт Густавсверн отражает англичан при атаке их на Гангеутские укрепления 10 мая 1854 года. 1855
Сверчков В.Д.
Форт Густавсверн отражает англичан при атаке их на Гангеутские укрепления 10 мая 1854 года
Литография из альбома «Эскизы из войны в Финляндии 1854 года, с Высочайшего соизволения рисованные с натуры и издаваемые Владимиром Сверчковым». СПб., 1855
Государственный Русский музей
Альбом «Эскизы из войны в Финляндии 1854 года» посвящен боевым действиям 1854-1855 гг. у берегов Финляндии во время Крымской войны. Эпицентр военных действий находился у южных берегов России, однако, чтобы отвлечь внимание русских войск от этого фронта, объединенная англо-французская вражеская эскадра вошла в Балтийское море и совершала действия демонстративного характера у северных рубежей страны, а именно в Финском заливе у берегов Финляндии. Несколько крупных сражений, произошедших на этой территории, и запечатлены в альбоме В. Д. Сверчкова. Художник делал зарисовки непосредственно на месте боевых действий. Это отвечало его склонностям 1850-х как художника батального жанра: в Академии художеств Владимир Сверчков обучался по классу батальной живописи у профессора Б. П. Виллевальде (1818-1903), впоследствии в Риме продолжал занятия под руководством Ф. А. Моллера. Он мечтал о поездке на Кавказ, чтобы самому непосредственно изучить характер войны.
Желание Сверчкова наблюдать военные действия осуществилось в его родной Финляндии в 1854 году. Будучи патриотом, Владимир Сверчков не мог оставаться в стороне от происходящих на его родине событий. Прибыв в Финляндию, он в течение первого сезона военных действий с мая по октябрь 1854 года делал зарисовки. В результате появился альбом литографий на русском и шведском языках «Эскизы из войны в Финляндии 1854 г.» Он был издан к весне 1855 года и поступил в продажу к началу второго сезона боевых действий на Балтийском море. Литографии с изображениями сражений и побед русской армии часто издавались в военное время, чтобы поддержать дух населения в период тяжелых испытаний. Видимо для этой же цели был издан альбом по рисункам Сверчкова. В него вошли три портрета военачальников, один портрет крестьянина Канконена, отличившегося в сражении, три вида боевых действий и одна карта местности.
В зарисовках боевых сражений художника интересуют не столько действия людей, сколько окружающая обстановка. Мастера привлекали просторы Финского залива, необозримое море, почти всегда спокойное или со слабым волнением. Композиционное построение всех работ использует одну и ту же схему: линии перспективы сходятся в центре листа и акцентированы постройками. Небо царит над сушей, занимая большую часть листа, и этот прием не только заставляет уменьшать детали изображения, но и как будто принижает происходящее перед лицом природы. Словно игрушечные домики предстают перед нами постройки Гамла-Карлебю (по-фински Kokkola). Сегодня эти виды являются документальным свидетельством, запечатлевшим облик этой местности в XIX столетии. Боевые действия угадываются по крошечным облачкам дыма от выстрелов, однако ничто не передает эмоционального напряжения сражения. Рисунки Сверчкова для альбома «Эскизов» по жанру являются видовыми пейзажами, сражающиеся солдаты и военные корабли выглядят в них стаффажем. Композиционная схема со сходящейся в центре листа на уровне линии горизонта перспективой, подчеркнутой высотной доминантой, тяготение к панорамности охвата объекта изображения, графичность и документальная точность, отсутствие интереса к изображению людей и их действиям – характерные черты листов из альбома «Эскизов».
Т.В.Княжицкая