Великомученик Димитрий Солунский. Вторая четверть - середина XV века
Образ восходит к греческому образцу начала XV века и может быть отнесен к числу памятников аристократизирующего художественного стиля в живописи Пскова 1420-1440-х годов. Основным средством художественной выразительности становится линия силуэта, очерчивающая фигуру Димитрия, с небольшой головой на тонкой шее и удлиненным овалом юношеского лика. Причем, первоначальный образ, обрамленный золотым нимбом, воспринимался еще легче, ибо сложный черневой орнамент, как показывают исследования, - позднейшего происхождения. В иконе узнаются все характерные черты псковского письма. Сохраняя традиционность колористических сочетаний темной и оранжеватой киновари с коричневыми и оливково-зелеными цветами, гамма высветляется, усложняются тоновые переходы нюансированного цвета, краски становятся нежнее и прозрачнее. Золотая сетка ассиста, придающая одеждам богатство тканой фактуры, утоньшается и окончательно теряет свойство нетварного света. Моделировка личного письма также повторяет типично псковские приемы, в том числе контраст светотеневых участков, но уступает место мягкой санкирной основе и выбеленному, холодноватому охрению.
Значимость иконы заставляет предполагать ее происхождение из наиболее крупного в псковском Довмонтовом городе храма Димитрия Солунского, построенного в XII веке и перестроенного в 1524 году.
И.А.Шалина, Русский музей
Святая Русь/Альманах. Вып. 302. СПб., 2011