Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. Около 1502-1503
Икона посвящена одному из центральных событий евангельской истории и главному празднику православной церкви — Воскресению Христа. Литературными источниками, послужившими основой для создания композиции „Сошествие во ад", явились тексты из Псалтири, Посланий апостола Петра, апокрифического Евангелия Никодима. О сошествии Спасителя в ад после Воскресения поется в акафистах Христу и Богоматери.
Образы иконы Дионисия имеют близкие параллели с песнопениями пасхальной службы, находя почти прямые соответствия в текстах праздничных стихир. В центре сложной многочастной композиции - сияющая золотыми одеждами фигура Христа, „одеющагося светом, яко ризою". Он - Солнце Воскресения, победитель смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака: „Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его ...; Яко исчезает дым, да исчезнут..." Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов также белые сферы с обозначением добродетелей. Добродетели сокрушают пороки. Светлые ангелы связывают бессильно лежащего Сатану. „Ад огорчился, ибо сокрушен. Огорчился, ибо связан" (Святого отца нашего Иоанна Златоустаго огласительное слово на Святую Пасху). Спаситель легко ступает на врата ада, сложившиеся в форму креста. Под его ногами бес, держащий в руках гроб, именуемый в надписи над ним: „смерть". „Христос въскресе из мертвых, смертию на смерть настоупи и соущим во гробе живот дарова". Христос держит за руки Адама и Еву, поднимая их из гробов. За ними - устремленные к Спасителю праведники и праведницы, праотцы, пророки, апостолы, мученики. В сонме святых выделены нимбами цари Давид и Соломон, пророки Ветхого Завета, и Иоанн Предтеча — первый пророк Нового Завета: „Христос воскрес и пали демоны. Христос воскрес и радуются ангелы.
Христос воскрес и водворяется жизнь. Воскрес Христос, нет ни одного мертвого во гробе". По сторонам пещеры ада изображены воскресающие люди в белых одеждах. Они еще находятся между жизнью и смертью. Их тела еще того же цвета, что и окружающая земля, но они уже ожили и обращаются к Спасителю. Весь мир сияет радостными, светлыми красками. Ангелы на небесах водружают над миром крест спасения. Икона звучит как торжествующий многоголосый хор, славящий Воскресение Господа.
Иконография произведения восходит к варианту, представленному известной иконой конца XIV века из Воскресенского собора Кремля города Коломны под Москвой'. Своеобразной особенностью иконы Дионисия является подробное изображение и письменное обозначение человеческих добродетелей и пороков 2. По-видимому, она отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанным с ними трудам восточных аскетов, особенно к „Лествице", прославленному сочинению монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI век). Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси „Жития Василия Нового" (X век), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, порокам противопоставлены добродетели. Возможно, эта иконографическая особенность иконы связана с тем, что образ предназначался для монастырского храма, убранство которого создавалось в то время, когда Русь жила ожиданием близкого Страшного суда.
1 ГТЦ инв. 22950. Подробно о ней: Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство X — начала XV века / Каталог собрания. М, 1995. Т. 1. Кат. 60.
2 Подробно этот аспект иконы рассмотрен в статье В. К. Лауриной.
Т.Б.Виллинбахова
Дионисий в Русском музее. К 500-летию Ферапонтова монастыря/Альманах. Вып.18. СПб., 2002