Дионисий и мастерская. Уверение Фомы. 1500
Икона обнаружена в 1914 году Б. Н. Эдингом во время поездки на Север и передана им в собрание Румянцевского музея. Принадлежность иконы мастерской Дионисия и ее происхождение из Павлова Обнорского монастыря установлены на основе стилистического анализа и материальных данных памятника и его сравнения с иконой „Распятие" из того же монастыря (ныне в собрании ПТ). Сведения о работе Дионисия в Павлово Обнорском монастыре сохранились на тыльной стороне иконы „Спас в силах" из деисусного чина Троицкого собора (ПТ), где указано, что в 1500 году Дионисий написал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов.
Основание Павлова Обнорского монастыря близ Вологды относится к 1414 году. У истоков обители стоял преподобный Павел Обнорский — один из учеников Сергия Радонежского. Первоначально Троицкий собор монастыря был деревянным (строительство каменного собора начато лишь в 1505 году, что позволяет говорить о принадлежности иконы иконостасу деревянного храма).
Иконография памятника основана на тексте Евангелия от Иоанна (20: 24—29), повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и тем самым уверившегося в истинности Его Воскресения. Иконографическая традиция изображения праздника, отмечаемого Православной церковью в первое воскресенье после Пасхи (так называемая Неделя Фомина, или Антипасха), имеет глубокие корни в Византии, где сюжет издавна входил в повествовательные циклы сцен Страстей и Воскресения. На иконе представлен один из иконографических изводов праздника, характеризующийся изображением Христа в центре композиции на фоне затворенных дверей, что имеет основание в евангельском повествовании (Ин 20: 26). С двух сторон от Христа компактными группами представлены 10 апостолов, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя (Ин 20: 19—23), на переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его пробаденным ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных. В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: „Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется" (Ин 10: 9). Абрис Его согнутой в локте правой руки и линия опущенной вниз левой повторены в скосах кровли здания, очертанию архитектурной постройки слева вторит склоненная фигура Фомы, в то время как статичность группы апостолов, возглавляемых апостолом Петром, подчеркнута вертикалью архитектуры в правой части иконной плоскости. Это композиционное построение позволяет иконописцу достичь удивительной гармонии целого, чему способствует и сдержанный немногословный колорит, построенный на изысканных цветовых сочетаниях с преобладанием нежных разбеленных тонов.
Н.В.Пивоварова
Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Ферапонтова монастыря/Альманах. Вып.18. СПб., 2002