Портрет писателя Л.Н. Толстого
Толстой представлен в своем кабинете за работой над рукописью трактата «В чем моя вера». Будничный ежедневный и одновременно героический труд писателя за своим столом – внутренняя тема этого портрета.
В этом портрете художнику удалось далеко уйти от обычной рутины портретного жанра, открыть новые горизонты, новые средства образной выразительности. Прежде всего, Ге отказался от традиционного для психологического портрета XIX в. фокуса портретного изображения – глаз портретируемого, направленных на зрителя.
Зрительский взгляд упирается в бугристый, прорезанный резкими складками творческого напряжения лоб мыслителя, скользит к неплотно сомкнутым, как будто шепчущим губам. И падает вниз – к сильной, крупной кисти человека, знакомого с физическим трудом. Рука писателя сжимает перо чуть неловко, но крепко, по-своему. В этой выразительной детали вся гигантская личность Толстого. И Ге понимал это: «На портрете центр света может быть где угодно. Вовсе не обязательно, чтобы он был на лице. Почему бы, например, не на руках? Руки сами по себе – разве уже не есть портрет человека?».
Сейчас образ пишущего Толстого приобрел особое обаяние. Остро осознается, что Ге сделал темой художественного произведения тот миг из жизни выдающегося человека, который можно назвать историческим. Портрет живет не в бытовом времени, а в другом, особом. Оно меряется не секундами, а строками, выходящими из-под пера «учителя жизни» - строками, которые спустя какое-то время станут известны всему человечеству.