Серов В.А. Похищение Европы. 1910. ГРМ
Серов В.А.
Похищение Европы
1910
Картон, темпера, уголь. 40 х 52
Государственный Русский музей
Работа поступила в Русский музей в 1918 году из собрания Е.М.Терещенко, Петроград; ранее – собрание О.Ф.Серовой, вдовы художника, Москва.
Эскиз-вариант одноименной картины (1910, частное собрание). Сюжет картины взят из древнегреческой мифологии.
Европа (от др.-греч.) — в древнегреческой мифологии - дочь финикийского царя. Имя ее происходит, предположительно, от финикийского «заход».
Влюбившийся в Европу Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Серов - первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами: его коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз. Одно из значений имени Европа - "широкоглазая", что созвучно изображению лица Европы, которое дает Серов.
Серовым исполнены несколько живописных вариантов "Похищения Европы", а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура - небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины.