Брюллов К.П. Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини. Не позднее 1842.
Брюллов К.П.
Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини.
Не позднее 1842
Холст, масло. 249 x 176
Государственный Русский музей
Самойлова Юлия Павловна, урожденная Пален (1803-1875) — графиня, последняя из рода Скавронских, дочь генерала от кавалерии графа П.П. Палена (1775-1834) от первого брака (с графиней М.П. Скавронской — старшей дочерью графини Е.В. Скавронской, племянницы Г.А. Потемкина). С 1825 — жена флигель-адъютанта графа Н.А. Самойлова, во втором браке — за итальянским певцом Пери, в третьем — за французским дипломатом графом де Морнэ. После последнего развода вернула себе фамилию первого мужа. Владела огромным состоянием. Графиня Самойлова принадлежала к богатому роду со славной историей, родственникам царской фамилии. Известно, что Николая I раздражало гордое и независимое поведение графини, фрейлины двора, и она уезжает в Италию. Там, в 1820-х годах произошло ее знакомство с Брюлловым. Отношения их были близкими, поговаривали даже о женитьбе. Собственных детей Самойлова не имела, но постоянно заботилась о двух приемных девочках. Маленькую дочь композитора Джованни Пачини, Амацилию, она удочерила, а ее сестру, Джованину, сделала своей воспитанницей.
Алый занавес и мощный ствол ионической колонны, разделяя пространство на первый и второй планы, образуют подобие сцены, где в полном великолепии раскрывается яркая и артистичная натура графини Юлии Самойловой, рядом с ней ее воспитанница – итальянская девочка Амацилия Пачини. На заднем плане можно разглядеть и средневекового шута, и Гермеса с кадуцеем, увитым змеями, и бородатого вельможу в турецком одеянии. Графиня изображена удаляющейся с бала-маскарада. Известно, что Карл Брюллов намеревался создать аллегорический «маскарад жизни». Такая тема объясняет и фантастические костюмы и яркий, огненный колорит картины.
Отношение художника к Самойловой граничило с благоговением: он неоднократно писал портреты графини, её черты можно узнать в облике героинь грандиозного полотна мастера — «Последний день Помпеи». Портрет был написан, по всей видимости, в Петербурге в 1839-1840, когда Самойлова прибыла в Россию по семейным обстоятельствам.
Картина не окончена.