Иванов А.А. Вода и камни под Палаццуола. Начало 1850-х.
Иванов А.А.
Вода и камни под Палаццуола.
Начало 1850-х
Бумага (сдублирована на холст), масло. 45 x 61,2
Государственный Русский музей
Один из этюдов к картине "Явление Христа народу". Натурный этюд - по замыслу, вполне законченное произведение - по художественному результату. Реальный природный мотив композиционной завершенностью, цветовым и фактурным богатством, осязаемостью световой игры обретает почти космическое звучание, наполняется философским смыслом. В числе многочисленных, необычайно ровных по высокому качественному уровню пейзажных штудий Иванова "Вода и камни..." — подлиный и признаный шедевр. Композиция этюда, разумеется, тщательно продумана и обобщена, но, между тем, она сохраняет свежесть импрессионистического наброска alla prima. Многослойная живопись размашистыми цветовыми мазками передает необычайное, свойственное только природе богатство красок, оттенков, полутонов, рефлексов. Бездонное небо отражается в быстротекущей воде, незыблемая вечность зафиксирована в камне. Свет и сиюминутен (солнечный день) — и философски вечен (условие бытия всего сущего). Камерный и лирический по сути мотив обретает в небольшом этюде эпическую монументальность философского художественного осмысления мирового порядка. Многозначное противопоставление преходящего и вечного, изменчивого и незыблемого, обыденного и идеального составляет основу романтического звучания этюда, наиболее полно выразившего художественную концепцию Иванова.
Иванов Александр Андреевич (1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург)
Живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1836).
Родился в Петербурге в семье художника А.И. Иванова. Первоначально учился у отца, затем в Академии художеств у А.Е. Егорова (1817-1828). В 1830 послан за границу, побывал в Австрии и Германии. Пенсионер Академии в Италии (1831-1858). В 1858 вернулся в Петербург.
Огромное значение имела для художника дружба с Н.В. Гоголем. В 1847 в Италии и в 1856 в Лондоне он встречался с А.И. Герценом, по возвращении в Россию сблизился с критиком В.В. Стасовым и Н.Г. Чернышевским.
Живописец-мыслитель, один из величайших русских художников. Автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей и портретов. Предопределил пути развития исторического жанра в отечественном искусстве.