Создание инклюзивной образовательной среды для детей-инвалидов во Всеволожском Центре дополнительного образования детей
Уважаемые коллеги!
Позвольте представить Вам наше видение создания инклюзивной образовательной среды для детей-инвалидов на примеры работы Центра дополнительного образования детей Всеволожского района.
Система дополнительного образования детей представляет собой специфическую часть отечественного образования, основной задачей которого является максимальное удовлетворение потребностей семьи в дополнительных образовательных услугах, исходя из индивидуальных особенностей, способностей, личностных интересов ребенка.
В основе педагогической системы дополнительного образования детей заложена образовательная философия, направленная на личностное развитие каждого обучающегося, на удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных и социальных потребностей.
Условия, в которых живет и развивается образовательная система сегодня, значительно изменились. Одним из таких знаковых условий является переход к информационному обществу, которое подразумевает преобладание информационных ресурсов над всеми остальными. Кроме того, современный этап развития российского общества характеризуется обострением процессов поиска человеком смысла существования, что приводит к осознанию необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования, посредством которого происходит передача духовного опыта и духовного наследия человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.
В 2006 году в нашем районе началась работа по внедрению дистанционных образовательных технологий. Дети приступили к обучению по дистанционным курсам, разработанным в рамках программы информатизации системы образования Ленинградской области. Центром дополнительного образования детей был разработан дистанционный курс «Искусство», включающий в себя материалы для изучения изобразительного искусства и музыки. Курс оказался не востребованным среди учащихся, как подтверждение - в 2008-2009 учебном году по этой программе в районе занимались только 2 человека. Благодаря открытию виртуального филиала и проведению ознакомительных занятий, дети заинтересовались изучением дистанционного курса «Искусство». В 2009-2010 учебном году начали обучение в рамках курса – 59 человек, среди них 8 детей-инвалидов (30% от общего числа детей-инвалидов, обучающихся по дистанционным курсам).
Среди приоритетов, заявленных в Концепции модернизации образования и Федеральной программе развития образования до 2010 года, были и остаются доступность и гарантированное право на получение качественного образования каждым ребенком независимо от места его проживания и материального достатка, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
Для школы сегодня, к сожалению, не всегда возможна организация инклюзивного обучения как по техническим причинам, так и из-за отсутствия навыков и культуры общения сверстников с детьми-инвалидами, несмотря на то, что детям с особенностями развития это необходимо. Совместное обучение поможет адаптироваться к жизни одним, а другим - позволит развить толерантность и ответственность. Мы считаем, что система дополнительного образования детей не должна оставаться в стороне при решении этих проблем.
В этом учебном году мы планируем включиться в работу по созданию инклюзивной образовательной среды для детей-инвалидов, основой для которой выступает работа информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». В этом году мы запланировали проведение on-line лекций по истории русского искусства для детей-инвалидов.
Еще одним ключевым направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является создание клуба «Прекрасное рядом». Цель клуба – создание особой образовательной среды для детей, обучающихся в информационно-образовательном центре по программам дополнительного образования, и детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.
На встречах клуба мы собираемся проводить занятия одновременно для детей-инвалидов и здоровых детей. Запланировано проведение лекций, занятия в компьютерном классе и обсуждение актуальных вопросов искусства. Для поддержки интереса детей создана система резервирования дисков медиатеки: учащиеся могут заказать заинтересовавшие их диски по электронной почте, передача дисков будет организована через тьюторов.
Считаем, что инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно развиваться. Мы стоим в начале этого пути. В перспективе видим необходимость создания дистанционного курса дополнительного образования для детей-инвалидов в рамках реализации проекта «Русский музей: виртуальный филиал».
Спасибо за внимание!
Тихомирова Наталья, методист центра
24 сентября 2009 года.