«Мир сказки» и «Традиционный костюм народа коми» – музейно-педагогические программы по эстетическому воспитанию младших школьников, созданные с помощью мультимедийных и интерактивных ресурсов информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», а также с использованием современных педагогических технологий.
Цель проекта
• формирование у детей младшего школьного возраста представления об изобразительном искусстве как необходимой составляющей его полноценного отношения к миру,
• приобщение младших школьников к народным традициям региона через освоение детьми декоративно-прикладного искусства народа коми и собственное художественное творчество.
Задачи
• научить детей целенаправленно рассматривать произведения искусства и объекты окружающего мира, вынося эстетическое суждение,
• подчеркнуть своеобразие, самобытность народного костюма, который напрямую связан с природой, климатическими условиями, хозяйственной деятельностью и мировосприятием народа.
Целевая аудитория
Учащиеся 1-4 классов общеобразовательных школ г. Сыктывкара.
Описание проекта
Проект предусматривает создание музейно-педагогических программ «Мир сказки» и «Традиционный костюм народа коми».
Так как успех творческого общения с произведениями искусства зависит от степени художественного развития личности, авторы программы «Мир сказки» сконцентрировали внимание на формировании у детей основ визуального мышления и понимания органичной взаимосвязи изобразительного искусства с окружающим миром. В программе предусмотрено активное использование игровых методик при работе с произведениями искусства на сказочные сюжеты, творческие практические задания.
Программа предназначена для детей 6-8 летнего возраста. Реализация программы, состоящей из 18 занятий (один академический час в две недели), рассчитана на один учебный год.
Темы занятий: «Таинственный сказочный мир», «Любимые сказочные герои», «Животные – герои сказок», «Фантастические животные», «Волшебные предметы», «Садко», «Фильм – фильм – фильм…», «Сны зимнего леса», «Рождество», «Зимняя сказка», «Пера-богатырь», «Былинный богатырь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Земля-кормилица», «Снегурочка – весенняя сказка», «Сказочные птицы», «Сказки Пушкина», «Сказка в нашей жизни».
На занятиях программы «Традиционный костюм народа коми» дети могли познакомиться с природно-климатическими условиями Коми края, определившими направления хозяйственной и художественной деятельности народа, а также повлиявшими на костюм народа – его конструкцию и декоративное оформление.
Традиционный костюм связан с мифопоэтическими представлениями народа, поэтому в программу были включены мифы, сказки, способствующие пониманию скрытого смысла художественных образов, нашедших отражение в декоративной отделке народного костюма. В содержание программы также вошли дидактические игры, позволяющие детям легко усваивать изучаемый материал. Творческие задания, выполняемые на занятиях, способствовали развитию творческих способностей и воображения детей и освоению ими традиционных видов художественной деятельности народа коми.
Программа предназначена для детей 6-8 летнего возраста. Реализация программы, состоящей из 36 занятий (по два академических часа два раза в месяц), рассчитана на один учебный год.
Темы занятий: «Родные места», «По работе и одежду надеваешь», «Костюмы героев коми сказок», «Михайловская ярмарка», «Ах, эта свадьба…», «Мастерство дороже богатства».
Этапы реализации
На подготовительном этапе сотрудниками информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» были проведены маркетинговые исследования, произведен сбор и анализ материалов существующих программ по эстетическому воспитанию младших школьников, определены цели и задачи планируемого проекта.
Основной этап реализации проекта посвящен разработке сценарного плана образовательных программ, отбору необходимых информационных ресурсов, составлению поурочного планирования и конспектов занятий.
Далее необходимо было совершить апробацию программ и внести необходимые коррективы.
Заключительный этап проекта включает работу с целевой аудиторией по образовательным программам, созданным в рамках проекта.
В реализации проекта были задействованы:
• медиатека информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал»,
• мультимедийные программы и компьютерные разработки виртуального филиала в Коми государственном педагогическом институте,
• программы Национального музея Республики Коми,
• сотрудники виртуального филиала Русского музея.
Результаты проекта
Созданные музейно-педагогические программы получили высокую оценку учителей общеобразовательных учреждений города, заслужили признание и любовь школьников. Успех реализации данных программ способствовал организации в Коми педагогическом институте специально оборудованного кабинета для подобного рода занятий.