«Студия музейной анимации» – творческая лаборатория, открытая на базе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» и семейного клуба-студии «Со-Творение» Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского.
Цели:
• сохранение и развитие культурного пространства региона,
• популяризация культурно-исторического наследия,
• включение музея и его содержания в современное мировоззрение населения.
Задачи:
• формирование традиции семейного культурного досуга в Салехарде,
• расширение музейной аудитории за счет привлечения семей,
• расширение сферы оказываемых музеем услуг.
Целевая аудитория
Семьи и младшие школьники общеобразовательных учреждений г.Салехард.
Описание проекта
«Студия музейной анимации» работает по двум основным направлениям.
Первое направление предполагает занятия с семьями на базе семейного клуба-студии «Со-Творение» и информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Семья, участвующая в проекте, не ограничена в выборе темы своей работы и под руководством музейного педагога получает возможность проявить свою фантазию и творческий подход в трактовке любого музейного предмета. Непременным условием для участников проекта является совместная деятельность детей и взрослых.
Второе направление включает в себя занятия с младшей группой музейной театральной студии «Со-Творение» и информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Одной из основных тем работ участников этого направления является тема сказок народов мира, в частности, сказки народов, проживающих в циркумполярном регионе.
Этапы реализации
I. Для семьи, участвующей в проекте «Студия музейной анимации», определена следующая последовательность действий по реализации проекта:
• выбор темы для своего будущего мультфильма из списка предложенных тем,
• посещение занятий и экскурсий по выбранной теме, которые проходят на экспозиции музея и в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал»,
• разработка сценария мультфильма,
• создание необходимого видео и звукоряда (рисунки, фотографии, звуковые файлы – музыка, озвученный текст),
• посещение занятий по теме «Основы анимации» в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал»,
• сбор всех материалов и монтаж мультфильма.
II. Для школьников, занимающихся в младшей группе музейной театральной студии «Со-Творение» и участвующих в проекте «Студия музейной анимации», реализация проекта делится на четыре основных этапа.
На первом, подготовительном, этапе музейный педагог выбирает сказку, не знакомую детям, и делит ее на 6-8 смысловых частей. Художник создает иллюстрации к каждой части сказки и оцифровывает готовые изображения.
Второй этап – занятие с детьми, на котором демонстрируются иллюстрации к сказке, расположенные в случайном порядке. Школьникам предлагается расположить иллюстрации по порядку, то есть, определить, с чего начинается сказка, как развиваются события и чем заканчивается сказка. Полученные рассказы педагог записывает с помощью микрофона на компьютер.
Третий этап – монтаж мультфильмов, в которых соединяются иллюстрации к сказке и рассказы детей.
На заключительном этапе детям демонстрируются все получившиеся истории, после чего музейный педагог рассказывает оригинал сказки и вместе с детьми располагает иллюстрации согласно оригинальному рассказу.
В реализации проекта были задействованы:
• медиатека информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал»,
• научная библиотека музейно-выставочного комплекса им.И.С. Шемановского,
• фонды и экспозиции музейно-выставочного комплекса,
• сотрудники музейно-выставочного комплекса (музейный педагог, экскурсовод, художник-аниматор),
• оборудование: компьютер, графический планшет, фотоаппарат, видеокамера, микрофон-петличка, сканер, проектор, экран.
Результаты проекта
Семейные занятия в «Студии музейной анимации» стали популярным способом проведения семейного досуга жителей Салехарда. Помимо возможности творческой самореализации детей и родителей, процесс совместной работы над мультфильмом дает возможность определения общих интересов, укоренения семейных традиций и ценностей, укрепления внутрисемейных отношений.
Занятия с младшими школьниками в «Студии музейной анимации» получили высокую оценку родителей и преподавателей общеобразовательных школ города Салехарда, поскольку подобные занятия не только интересны и увлекательны для детей, но и позволяют им развить воображение, речь и умение находить логические связи между предметами.
В результате деятельности «Студии музейной анимации» был накоплен богатый архив видеоматериалов, который используется в программах фестивалей, праздников и акций, устраиваемых Ямало-Ненецким музейно-выставочным комплексом им. И.С.Шемановского.