Репин И.Е. В ложе театра. 1920. ИГМИИ
Репин И.Е.
В ложе театра
1920
Офорт. 16,1 х 12,1
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
Основу композиции составляет смеющаяся публика, которая расположилась за кольцом перил театральной ложи. Движение голов, с интересом склоненных к невидимой сцене и, наоборот, отстранившихся назад в приступах хохота, образует зигзагообразную линию. Паутинки быстрых, спутанных штрихов, яркие контрасты света и тени, получившиеся путем повторного травления доски, действительно, напоминают перовой рисунок. Головы на первом плане словно выхвачены из полумрака, тонкие штрихи подчеркивают объем, лица на дальнем плане - размыты, обобщены сплошной штриховкой. Анализ манеры исполнения - обобщенность и динамичность штриховки, игра пятнами - также свидетельствует, скорее, о внимании художника к эмоции, нежели о желании передать социальный характер публики.
Главный герой композиции - смех. Несколько персонажей офорта «В ложе» обладают сходными чертами с запорожцами («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880). Создается впечатление, будто Репин переодел запорожцев во фраки и сюртуки и усадил в театральные кресла. Мимика, лица, разворот фигур, жесты - выдают в них героев гоголевского сюжета. Так, например, толстый буржуа с круглым лицом, усами и небольшой бородкой, сидящий в ложе на первом плане, запрокинув голову, растянул рот в щербатой улыбке подобно казаку Голоте1, который изображен за писарем в «Запорожцах».
Условность рисунка, или по-другому - застылость, часто мешает художнику передать смех. Хохот динамичен. Репин использует многофигурную композицию, чтобы развернуть физиогномику смеха. Казачьи усы, по-кошачьи зажмуренные глаза, улыбки, всплески рук, хохочущие рты - искренний смех публики, увлеченной недоступным нашему взору зрелищем, также заразителен, как «гомерический хохот» удалых воинов Сечи. Витальному смеху запорожцев предшествовал смех толпы иудеев в картине И.Крамского «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский!», 1870-1880-е гг.). Крамской решает нравственно-философскую задачу, противопоставляя смеющуюся массу людей с застылыми жестами и выражениями лиц сосредоточенной фигуре Христа. Смех этих персонажей отталкивает зрителя, смех репинских героев, напротив, заражает, вызывает любопытство.
1Прототип Голоты - Никишка, кучер украинского коллекционера и мецената В.В. Тарновского. Репин зарисовал его, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.
Графика И.Е.Репина в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств