Репин И.Е. Портрет Г.Г.Ге. 1895. НТМИИ
Репин И.Е.
Портрет артиста Григория Григорьевича Ге
1895
Холст, масло. 77 х 97
Вверху справа: И.Ръпинь. 1895 г.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Портрет поступил в Нижнетагильский музей в 1946 году из Комитета по делам искусств при СМ СССР.
Портрет был написан Репиным в 1895 году, в тот период творчества, когда начинался его известный отход от передвижников и поворот к живописным исканиям, склонение в сторону «искусства для искусства». Репин в это время все чаще задумывается о качестве живописи, об исполнении картины на высоком художественном уровне. В одном из писем критику В.В.Стасову он так сформулировал свои творческие взгляды: "Но, переходя к действительной задаче искусства, к поэзии жизни, к правде пластики, значительности, выразительности сюжетов, к новизне, самобытности … жизненной красоте, - я все же назову и здесь художественным исходя из принципа – как, а не что".
В 1890-е годы появляется ряд произведений, написанных Репиным свободно, широко, со значительным обобщением деталей. Тогда же создан и портрет Ге.
Георгий Григорьевич – племянник знаменитого художника Николая Ге, в год написания картины был известным в Петербурге актером Александринского театра. Как близкий знакомый Репина, он часто бывал в его доме. Ге был исполнителем ролей Яго в «Отелло» и Клавдия в «Гамлете», Ивана Грозного в пьесе А.Толстого «Смерть Ивана Грозного». Кроме того, он сам был автором нескольких пьес – «Набат», «Казнь», «Пляска мертвецов». Впоследствии заслуженный артист РСФСР Г.Г.Ге был интересным человеком, умеющим тонко ценить искусство. Известно его письмо к Репину по поводу картины «Запорожская вольница», где проявились незаурядность, одаренность его личности. Этим, а также красивой, эффектной внешностью привлек он Репина как художника.
Портрет написан широко, свободно. Мастерски вылеплена голова артиста, уверенно-обобщенно «взят» костюм. В написании же фона и антуража (угол стола, книги, кусок драпировки) художник ограничивается лишь намеком, в то время как раньше, до принятия теории «искусство для искусства», он усердно прописывал бы и эти места. Как всегда у Репина, мазки положены точно, энергично. Колорит портрета взволнован, эмоционален. Скользящий свет активно выявляет красивые формы лица, кисти рук. Диагональное расположение фигуры на холсте подчеркивает ее пластику, элегантность. И здесь Репин остается самим собою – не ограничиваясь решением только формальных задач. Образ, созданный им в портрете Ге, исполнен жизненного трепета. Правда, нельзя не заметить и известной доли идеализации образа, некоторой манерности, но это можно отнести не только к стилю художника, но и к самому артисту – баловню публики.
В числе других портрет Ге экспонировался Репиным на 28-й выставке передвижников. Отклики о нем были разные. Газета «Московские новости», например, в дни выставки писала: «На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звезды первой величины портреты г. Репина. Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещенный в каталоге, портрет покойного Т.И.Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филиппова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем… Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры». А «Петербургская газета» в том же году отзывалась о портрете так: «Aртист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным, Г.Ге на портрете больше jeune premier, чем актер на характерные роли». Сам же Репин об этом портрете в письме к Г.Г.Ге от 4 февраля 1906 года писал: «…А мне он показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи».
Известно, что некоторое время портрет находился у автора, затем в частной коллекции (возможно в семье Г.Г.Ге), откуда, видимо и поступил в Государственную закупочную комиссию, и затем в Нижнетагильский музей.
Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), драматический актер, драматург, заслуженный артист РСФСР, племянник художникa Н.Н.Ге. В 1889 окончил школу Д.Д.Корякова при Петербургском частном театре. Выступал в провинциальных городах России. Актер Петербургского Малого (Суворинского) и Александринского театров. Автор ряда драматических пьес.
Произведения И.Е.Репина в Нижнетагильском музее изобразительных искусств