Произведения И.Е.Репина в Пермской государственной художественной галерее
Творческое наследие великого русского художника И.Е.Репина относится к величайшим сокровищам русской национальной культуры. Его произведения хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом.
Из работ художника, находящихся в Пермской галерее, интересны портреты современников.
Портрет Ивана Евграфовича Ададурова (1842-1907), крупного железнодорожного деятеля 1880-1900 годов, привлекает внимание глубиной психологической характеристики. Глядя на него, мы невольно проникаемся уважением к этому умному и доброжелательному человеку.
Инженер по образованию, Ададуров был человеком передовых демократических убеждений. Известно, что он стремился обеспечить железные дороги новыми техническими средствами, улучшить быт и условия труда рабочих и служащих.
И.Е.Репин написал портрет Ададурова по просьбе его сослуживцев в то время, когда из-за интриг акционеров Иван Евграфович временно вынужден был оставить пост председателя правления Рязанско-Козловской железной дороги.
9 октября 1884 года Репин писал Стасову из Москвы: «...портрет Ададурова ужасно затянулся... он симпатичный человек, весьма недюжинный, с даром слова... я взял его за председательским столом, говорящим. Но времени у него ужас, мало...». Из писем И. Е. Репина мы знаем, что работа над портретом затянулась. Начатый осенью 1884 года, портрет был закончен лишь весной 1885 года, когда Репин, приехав в Москву на очередную передвижную выставку, переписал лицо портретируемого и частично его фигуру.
Иван Евграфовича изображен в короткий момент раздумья. Как будто он только что кончил с кем-то беседу и слегка откинулся на спинку стула. На лице его еще внимание и заинтересованность.
Художник посадил портретируемого так, что его фигура как 6ы рассекает пространство полотна по диагонали. Красивое лицо, тонко написанное, рельефно выделяется на серебристо-оливковом фоне. Проседь волос, серебристые отсветы на одежде, золотистые пятна предметов на письменном столе, покрытом зеленым сукном, колористически связывают все части картины и композиционно уравновешивают ее.
Видимо, из-за недостатка времени и у художника, и у портретируемого, портрет не был доведен до того совершенства, с каким написаны в те годы (годы расцвета творчества) портреты М.П.Мусоргского, В.В.Стасова, Л.Н.Толстого. Но и он знакомит нас с еще одним интересным современником Репина и, несомненно, принадлежит к той галерее образов, которая «создала представление о жизни и наиболее прогрессивных сторонах культуры 2-й половины XIX века».
1884—1885 годы были для Репина плодотворными. Он закончил картины «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван».
1884 годом датирована и вторая работа, принадлежащая нашей галерее — «Выбор невесты».
«У Ивана Евменьевича Цветкова есть мой эскиз «Выбор невесты великокняжеской» - писал Репин В.Д.Поленову в 1898 году. Работая над картиной «Иван Грозный и сын его Иван», художник, вероятно, задумал остроконфликтную картину из жизни великокняжеского двора XV—XVI веков. Насколько интересен и глубок был замысел ее, свидетельствует рисунок 1884 года (принадлежит Третьяковской галерее). Выбор будущей великой княгини художник показывает здесь как столкновение, борьбу именитых боярских фамилий за влияние на ход государственных дел, борьбу за власть. Даже в карандашном наброске раскрывается накал человеческих страстей, характеры сильные, ситуации глубоко драматические.
Известно, что принадлежащий нашей галерее эскиз экспонировался на «Выставке опытов художественного творчестве (эскизов) русских и иностранных художников и учеников», которая была открыта 20 декабря 1896 года. С этой выставки московский коллекционер И.Е.Цветков приобрел несколько эскизов, в том числе и «Выбор невесты». Но как бывало часто, Илья Ефимович решил оставить эскиз у себя, «чтобы потрогать и покончить там кое-что».
«Выбор невесты» я продержу до Пасхи — раньше никак невозможно докончить этой картинки»,— читаем мы в его письме И.Е.Цветкову от 27 января 1897 года.
Очевидно, решив довести эскиз до «картинки» художник многое изменил. Сравнивая рисунок и картину, мы видим, что, с одной стороны, он упростил композицию, оставив минимум действующих лиц, с другой, — усилил драматизм сцены: и путем создания психологически ярких образов невесты, князя, бояр, боярышень; и чисто колористически — через напряженные сочетания тревожных красных и нежно-розовых, желтых, коричневых тонов.
В начале 80-х годов, по-видимому, был исполнен и небольшой по размеру рисунок, изображающий актрису Малого театра Гликерию Николаевну Федотову (1846—1925). В галерею он поступил в 1946 году как портрет М.Н.Ермоловой. Однако сразу же появились сомнения. Ответить на вопрос «кто?» помогли сотрудники Центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, которые в 1949 году сообщили: «Имеющийся у Вас рисунок является портретом не Ермоловой, а актрисы Малого театра Г. Н. Федотовой. Судя по платью и прическе, он сделан в 1-й половине 1880-х годов».
Художник правдиво передает образ любимой современниками артистки, требовательной и властной на сцене, деликатной и мягкой в жизни. У нас нет прямых свидетельств о знакомстве Репина и Федотовой. Но они наверняка могли встретиться в Абрамцеве, в имении Саввы Ивановича Мамонтова, где устраивались литературные чтения и любительские спектакли. Там бывали художники и артисты. Исследователи абрамцевского периода творчества Репина считают, что именно там, в Абрамцеве у художника появился новый жанр графического портрета, который возник как потребность просто и непосредственно выразить свое отношение к миру, к людям, которым он симпатизировал, которыми он восхищался.
Художника, вероятно, поразила та гамма чувств, та работа мысли, которую он увидел на лице Гликерии Николаевны. Портрет Федотовой — это быстрый карандашный набросок, сделанный в интимной обстановке. Уверенными штрихами на небольшом листе из карманного альбома он изображает ее в свободной позе на диване. Ее лицо с ярким горящим взором, устремленным на зрителя и, в то же время, словно ушедшим далеко в себя, освещено едва заметной улыбкой.
Из графических портретов 90-х годов интересен портрет Николая Владимировича Султанова (1850—1908), имя которого было широко известно в архитектурных и художественных кругах. Это был человек необыкновенно деятельный, сочетающий в себе талант исследователя с практической работой зодчего. Он многое сделал для выявления, сохранения и реставрации художественных памятников Древней Руси. Илья Ефимович неоднократно рисовал Султанова, Это были быстрые карандашные наброски, сделанные во время заседаний Ученого совета Академии художеств.
На рисунке, принадлежащем нашей галерее и исполненном 25 ноября 1896 года, художник изобразил Султанова в рабочей обстановке. Грузная фигура ученого подалась несколько вперед, выражение лица напряженно и сосредоточенно, рука твердо и уверенно пишет. В этом рисунке, где легкий штрих и растушевка тонко сочетаются с четкостью линий и силуэта, появилась связь живописных исканий и графического мастерства Репина.
Каждый портрет И.Е.Репина — это частица его жизни, яркое свидетельство широких связей художника с современниками, его пытливого интереса к людям.
На одном из рисунков, принадлежащих нашей галерее, есть надпись: «1899 г. Павлу Васильевичу Сюзеву. И.Репин». Рисунок поступил в галерею в 1928 году после смерти профессора Пермского университета П.В.Сюзева. Пока можно только предполагать, где могло состояться знакомство уже известного художника с сыном крепостного из села Ильинского, ботаником-самоучкой Павлом Васильевичем Сюзевым. В те годы Сюзев был членом правления Строгановских заводов. Он много путешествовал. Был в Германии, Франции, в 1900 году посетил международную выставку в Париже и, как Репин, останавливался в отеле «Пантеон». А может быть, ему посчастливилось быть в числе первых посетителей репинских Пенат, которые с конца 1899 года каждую среду начали принимать всех интересных людей.
Хотя подаренный Сюзеву рисунок и не закончен, однако он воссоздает облик человека, поразившего художника своей цельностью, внутренней собранностью и внешним благородством. Исполненный с натуры пером, тушью, он изображает мужчину средних лет, склонившегося над книгой или пишущего.
В рисунках Репина, принадлежащих нашей галерее, ярко проявляются основные свойства его творчества. Каждый рисунок, даже беглый набросок, создает яркий художественный образ, законченный в своей выразительности. Он верен натуре, говорит о внимании художника к человеку, о богатстве и гибкости техники.
Среди живописных работ Репина 1890-1900-х годов, несомненно, заслуживает внимания этюд «Мефистофель» (1898 г.). В конце XIX века образ Мефистофеля волновал многих художников. Обращение Репина к нему, видимо, было связано с успешными выступлениями Ф.И.Шаляпина в этой роли в частной опере С.И.Мамонтова. В лице своего ученика Сергея Ефремовича Девяткина, с которого написан этот этюд, он увидел что-то зловещее, «мефистофельское» и с большим вдохновением, темпераментно, в один сеанс написал его. Пока нет прямых доказательств, но вполне вероятно, что этюд написан на одном из «костюмированных» рисовальных вечеров, которые часто устраивались на квартире у Репина. Об этом есть воспоминания Анны Ивановны Менделеевой, художника Николая Федоровича Роота. «Помню несколько костюмированных вечеров на академической квартире Репина и у Чистякова. Из студенческой молодежи там были Девяткин, Дудсен, Раевский, Форш. Гауш пришел в костюме гугенота. Я оделся испанцем, отплясывал качучу. Репин был в восторге», — писал Н. Ф. Роот.
Совсем недавно удалось нам установить, что мужской портрет, написанный художником в 1908 году, в сложной технике акварели и гуаши, изображает Германа Ивановича Шоофса (1864 — после 1917), близкого знакомого Репина. Илья Ефимович и его вторая жена Наталья Борисовна Нордман-Северова бывали у Шоофсов на вегетарианских обедах в их доме в Петербурге и на даче в Павловске. Герман Иванович «высылал порой к Финляндскому вокзалу свою карету, чтобы Репину, приехавшему из Куоккалы, не пришлось мыкаться на петербургских трамваях», — вспоминал К.И.Чуковский.
Нам известно несколько портретов Германа Ивановича и его жены Ольги Владимировны. Один из них находится в Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина, другой — в Львовской картинной галерее. Наш портрет-этюд был отобран им наряду с портретами дорогих и близких ему людей - Н.Б.Нордман-Северовой, Л.Н.Толстого с женой, К.И.Чуковского - на международную выставку в Риме в 1911 году. Написанный широко, с увлечением, он ярко передает характер человека, живой и деятельный. К.И.Чуковский в одном из последних писем к нам очень тепло отозвался об этом портрете, назвав его «одним из лучших репинских портретов той поры».
Из поздних репинских работ нашей галерее принадлежит портрет Веры Васильевны Веревкиной, любимой ученицы художника. Он был написан в 1916 году в Пенатах. Вера Васильевна только что приехала с фронта, где работала медицинской сестрой.
«То была стройная, высокая, красивая женщина - с порывистыми движениями и одухотворенным-усталым лицом... Илья Ефимович встретил ее с особым радушием», — читаем мы в воспоминаниях К.И Чуковского. Они были знакомы давно, и их связывала большая человеческая дружба. Когда-то Репин восхищался талантливостью своей ученицы и всем, кто приезжал в Пенаты, показывал ее этюд, изображающий бухарца.
«В день рождения Репина мы сидели в ромбическом «фонаре». Он писал мой портрет на фоне начинающего увядать сада», — вспоминала Вера Васильевна.
Не увядание, а молодость, горячность натуры, ту «одухотворенность и порывистость», которую отмечал в Веревкиной и Корней Иванович Чуковский, запечатлел на своем портрете живописец. В нем проявилось то новое, что было характерно для позднего Репина. С большим мастерством он передает состояние человека, его настроение, как будто дает момент живого общения, беседы. Художник заставляет зрителя покориться обаянию модели. Явно любуясь ею, он темпераментным, уверенным мазком лепит ее красивое лицо, статную фигуру в горделивом повороте. Свое восхищение подчеркивает тонкими сочетаниями золотисто-красных, серебристо-черных и черных тонов.
Собрание произведений И.Е.Репина в Пермской галерее невелико, но разнообразно. Оно состоит из произведений живописи и графики, характеризующих разные периоды его творчества.
Статья подготовлена сотрудниками Пермской государственной художественной галереи