Басин П.В. Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада. 1828
Басин П.В.
Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада
1828
Холст, масло. 286 х 359,5
Русский музей
Художник обратился к сюжету из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. В истории Алкивиада, племянника правителя древних Фив Перикла, Плутарх пишет: «Еще будучи подростком он – Алкивиад – принимал участие в экспедиции против Потидеи, жил в одной палатке с Сократом и стоял рядом с ним в боях. В одной жаркой битве они оба отличились: Алкивиад был ранен, Сократ прикрыл его, защитил и на виду у всех спас ему жизнь и оружие». Работа свидетельствует о профессионализме и о внушительной эрудиции автора, несколько затмевающей вдохновение; так, фигуры раненого Алкивиада и поверженного воина, как бы зеркально отражающие друг друга, восходят к античному прототипу – римской скульптуре «Умирающий галл». За эту картину Басин в 1831 получил звание академика.
Битва при Потидее происходила в 430 до н. э. в ходе первой Пелопоннесской войны. Алкивиад (451-404 до н. э.) — ученик Сократа, впоследствии выдающийся афинский государственный деятель и полководец.
БАСИН Петр Васильевич (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же)
Живописец. Автор религиозных, исторических и пейзажных композиций, монументалист, гравер. Сын петербургского чиновника. С 1811 посещал рисовальные классы при Академии художеств (далее ИАХ) как посторонний художник. В 1813 получил малую и большую серебряные медали. С 1816 занимался живописью у В. К. Шебуева. В 1818 за картину "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" был включен в число пенсионеров ИАХ для поездки в Италию. С 1819 по 1830 жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля "Изведение апостола Петра из темницы" (1827, Музей Академии Художеств), "Больсенская месса" (1828, там же) и копию с картины Доминикино "Причащение Св. Иеронима" (там же). Написал картины "Разбойник, похищающий девушку от ее матери", "Фраскатанские прачки", портреты М. Я. Нарышкиной и семьи князя С. И. Гагарина (ИРЛИ), С. Ф. Щедрина (ГТГ), а также ряд пейзажей. В 1830 вернулся в Петербург. В 1831 был признан академиком и зачислен в штат ИАХ. В 1836 получил звание профессора 2-й степени, в 1846 - 1-й степени, в 1856 - заслуженного; преподавал в ИАХ до 1869. Совместно с А. П. Сапожниковым перевел на русский язык "Анатомию для живописцев и скульпторов" Ж. Дель-Медико (СПб, 1832). В 1832-1833 выполнил живописный плафон "Аполлон и музы" для Пименовского зала ИАХ, одновременно начал работу над убранством академической церкви Св. Екатерины, которую завершил в 1837. Участвовал в восстановительных работах в Зимнем дворце после пожара 1837 года: написал около 40 мифологических фигур (часть для Помпейской галереи), портреты И. И. Дибича-Забалканского и М. И. Кутузова-Смоленского (плафон фельдмаршальского зала), а также плафон "Вознесение Христа" для дворцовой церкви. Выполнил композиции в Казанском соборе (1837-1839) - "Введение Богородицы во храм" (для алтаря), в Исаакиевском соборе (1843-1846, 1853-1856) - "Нагорная проповедь" (над южными дверьми), "Господь Саваоф, несомый ангелами" и "Взятие Богородицы на небо" (два плафона в куполах боковых приделов); закончил начатый К. П. Брюлловым купольный плафон "Ангелы, возносящие Богородицу на небо". Последней крупной работой художника стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве (1867-1868), позднее осуществленной академиком живописи Н. А. Кошелевым под руководством Басина.