Врубель М.А. Весна. 1899–1900
Врубель М.А.
Весна
1899–1900
Майолика, цветная глазурь, восстановительный обжиг. 34,8 x 47 x 23,5
Русский музей
Крупнейший мастер модерна, Врубель разнообразно проявил себя в декоративно-прикладной сфере 1890-х, активно сотрудничая с архитектором Ф.О. Шехтелем в его постройках. На изысканные интерьеры «нового стиля», на их столы, полки и камины были рассчитаны его полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». Существующие в нескольких вариантах, эти произведения разносятся колоритом и особенностями поливы. Рассчитанные на существование в интерьере, они архитектоничны, то остры, то мягки или плавны по очертаниям. Исполненные лиризма и мужественности образы благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и «неправильно» покрывающей поверхность фигур, обретают дополнительные черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности.
В облике сказочной Весны угадываются портретные черты жены художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)
Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П.П. Чистякова (курс не окончил). По совету И.Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880).
Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение.
Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").