Теребенев И.И. Нос, привезенный Наполеоном с собою из России в Париж. 1813
Теребенев И.И.
Нос, привезенный Наполеоном с собою из России в Париж
1813
Бумага, офорт раскрашенный.
И.: 16,5 х 26,5; л.: 27,8 х 33,4; д.: 20 х 28
Государственный Русский музей
Из целого ряда произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, русская сатирическая графика 1812-1814 годов наиболее ярко отражает дух и пафос этой поистине народной войны. Не случайно в литературе эти листы принято называть «народной картинкой» или «лубком». Но их авторами были профессиональные художники, главным образом представители классической, академической школы.
Первые сатирические листы Теребенева вышли не ранее января 1813. Лучшие из них не столько высмеивают Наполеона и его солдат, сколько прославляют подвиги русских - такие работы, как «Русский Сцевола», «Геркулес города Сычевки», «Французские мародеры, испугавшиеся козы» и другие.
В работах Теребенева четко прослеживаются его приверженность классицизму, а также верная рука скульптора. Причудливое сочетание неотъемлемых приемов карикатурного жанра (гипербола, утрирование форм, шарж) и строгой классической взвешенности композиции делает листы Теребенева непревзойденными по красоте и почти плакатной выразительности. Отличительной чертой листов Теребенева (в большинстве случаев) является наличие в них сочиненных им самим развернутых пояснительных текстов в форме реплик персонажей, стилизованных под простонародную речь.
С конца 1813 года офорты Теребенева стали излюбленными примерами для многочисленных подражаний не только в России, но и в западной Европе. Несколько карикатур Теребенева скопировал и издал Дж. Крукшенк, ведущий мастер английской политической карикатуры.
Теребенев Иван Иванович
1780, Санкт-Петербург – 1815, Санкт-Петербург
Скульптор, рисовальщик, гравер. Учился в ИАХ (1785-1800). Пенсионер при ИАХ (1800-1804). Член вольного общества любителей словесности, наук и художеств (1803-1811).