Прянишников И.М. Крестьянин с рогатиною на плече. 1860-е
Прянишников И.М.
Крестьянин с рогатиною на плече
1860-е
Этюд для картины «В 1812 году»
Холст, масло. 45 х 40
Государственный Русский музей
В конце 1860-х годов Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года, а в 1874 году завершил свое знаменитое полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвертый по счету) находится в Третьяковской галерее. В изображении Прянишникова война 1812 года лишена свойственного академическому искусству налета нарочитой помпезности, представлена войной освободительной, народной, борьбой за свободу Отчизны. Подобный взгляд был близок позиции Л.Н.Толстого в романе «Война и мир», опубликованном в 1868 году, – как раз в то время, когда Прянишников начинал работать над своей картиной. И.Н. Крамской восхищенно писал о ней И.Е. Репину: «Прянишников написал хорошую вещь – "Пленные французы в 1812 году"».
Этюд к картине демонстрирует свойственное художнику добросовестное отношение к штудированию натуры, что необходимо для достижения в произведении особой достоверности, ощущения правды жизни в мельчайших подробностях. Метод детальной натурной проработки отдельных образов и фрагментов свободно сочиненной композиции отличает русскую живопись в целом на протяжении веков – так создавали свои полотна академические мастера еще в начале XIX века, таким же образом многие продолжают трудиться и сегодня.
Прянишников Илларион Михайлович
1840, село Тимашево Калужской губернии – 1894, Москва
Живописец. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Действительный член Академии художеств (с 1893). Педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С.К. Зарянко. В юные годы испытал глубокое воздействие творчества В.Г.Перова. Уже в ранних работах отчетливо проявились черты его таланта – наблюдательность, живость и точность психологических характеристик, сочность колорита.
Картины Прянишникова посвящены жизни «униженных и оскорбленных»: «Шутники» (1865), «Погорельцы» (1871) и «Порожняки» (1872). В 1880-1890-х гг. Прянишников работал над полотнами, изображавшими многоликую народную массу («Спасов день на Севере», 1887, и др.).
Обращался он и к историческому жанру. В 1871–1872 годах наряду с В.Е. Маковским, Г.Г. Мясоедовым, В.О. Шервудом и другими художниками работал над созданием серии картин, посвященных героической обороне Севастополя 1854–1855 годов. Прянишниковым исполнено 18 полотен, при работе над которыми он опирался на рассказы «поживших геройской жизнью» офицеров и моряков.
С 1873 года до конца жизни он преподавал в МУЖВЗ, где был педагогом А.Е. Архипова, С.В. Иванова, Н.А. Касаткина и других. Ученики оставили теплые отзывы об учителе. «Это был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник», – писал К.А. Коровин.
Широкую известность получила картина Прянишникова «Эпизод из войны 1812 года» (1874). Она существует в нескольких вариантах. Художник впервые изобразил Отечественную войну как народную, в духе романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Вооруженные вилами и рогатинами бедно одетые партизаны-крестьяне, мужики и бабы, ведущие по снежной равнине замерзших пленных французов, предстают в этой картине как истинные творцы победы над наполеоновской армией. Правдивости исторического мотива соответствует изысканно тонкий колорит, передающий неброскую красоту русской зимы.