Пивоваров В.Д. Серп и молот. 1970
Пивоваров Виктор Дмитриевич
(родился в 1937 году)
Серп и молот
1970
Музей Людвигов
Многие из вас хорошо знают этого художника как великолепного иллюстратора детских книг, в моих детских воспоминаниях живет чудесный сборник сказок Андерсена с его картинками. Юнна Мориц посвятила ему очень доброе стихотворение «Жила-была конфета». Миры художника сравниваются с фантиками от конфет, веселыми и яркими, несущими в подсознание сигнал о желанной конфете. Все правильно, подсознание детей должно хранить светлые образы. А если это взрослый человек, которого жизнь успела потрясти, а идеология - подавить: так ли светлы его внутренние мысли?
Именно поэтому в своих картинах «для взрослых» Пивоваров создал пространство навязчивых концептов, которые навязаны человеку окружающей средой. Он – один из родоначальников московского концептуализма, или очень интеллигентного сюрреализма.
Давайте разберемся, что такое концепт. Нас окружает навязчивый, часто давящий информационный поток. В наши дни – это, в основном, реклама. А в советское время – лозунги, которые наваливались на вас (то есть, на нас) в виде текста или визуального клише. Они были затерты до дыр, навязли в зубах до отвращения и все время лезли в глаза. Это и станет для московских концептуалистов – концептом, то есть, некой навязчивой идеей, которую они иногда пародируют, а иногда «вынимают» из подсознания странные, подчас абсурдные ассоциации, которые эти идеи вызывают.
Знаете ли вы, что такое «серп и молот»? Это – символ коммунизма, присутствовавший на гербе и на флаге Советского Союза. Он вздымается в руках рабочего и колхозницы в статуе В.Мухиной 1937 года, ставшей важным советским знаком, а также логотипом Мосфильма. Его изначальная суть – обозначение союза рабочего класса и крестьянства. На картине Пивоварова пространство поделено на три зоны – небо латунного цвета, кремовое «земное пространство» и черная полоска основания. На «небе» рассыпаны гвозди, как корявые звезды, светила в виде пламени свечей и «удар» банального молотка, планеты гаек и болта. Вам нужна дешифровка? Вообще-то концептуалисты были против расшифровок, потому что каждый зритель имеет свой набор образов и ассоциаций, и он индивидуально вступает в соавторство с художником. Так что, говорю только от себя – мои привязки: «гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей» (цитата из знаменитого стихотворения советского поэта Н.Тихонова, ставшая крылатой фразой). Здесь гвозди – жалкие, рассыпанные и, часто, погнутые. Два главных персонажа лишены голов, но в них угадываются мужчина и женщина (рабочий и колхозница?) Серпообразная тетечка, стоящая в тазике (не стихия океана, а банальный маленький тазик), и балансирующий на стуле дядечка, кусочек этого океана, несущий на плечах. По дороге из «ниоткуда» идет на нас «человек в футляре», страшный и невнятный, но единственный реальный персонаж этой фантасмагории. Такие футлярные человечки заполняли трибуны всех партсъездов…, но, впрочем, вы, к счастью, ничего про это не знаете. Что это за значки – ложка, улетающие ножки, дерево, вырастающее из рыбки – попробуйте распознать сами. Художник дает обильное поле для размышления. Он – сказочник и романтик – перебирать его образы одно удовольствие, правда, если вы не относитесь к советской символике излишне серьезно.