Булатов Э. Автопортрет. 1971–1973
Булатов Эрик
(родился в 1933 году)
Автопортрет
1971–1973
Музеи Людвигов
Эрик Булатов сейчас один из самых популярных и востребованных художников во всем мире. Крупнейшие музеи с удовольствием приобретают его картины. Он глубоко образованный человек, с юности вдумчиво занимающийся искусством и находящий себе самых лучших учителей – Роберта Рафаиловича Фалька, Михаила Владимировича Алпатова, Владимира Андреевича Фаворского. Его нельзя назвать приверженцем одного стиля – у него есть великолепные реалистические работы, интереснейшие эксперименты с формой, запечатленные в абстракциях, импрессионистические этюды. Но популярность к нему пришла как к художнику-концептуалисту. Мы уже говорили о том, что такое концептуальное искусство (см. аннотацию к картине В.Пивоварова). Булатов выбрал для себя в качестве концепта плакатные символы и лозунги. На эту идею его натолкнули стандартные советские плакаты с предупреждающими сообщениями. Например, с ключевым словом: «Опасно!» Булатов создает целую серию картин с характерными для плаката надписями: «Опасно!», «Осторожно!», «Не прислоняться!», «Нет входа!» и т.д. Эти картины позволяли по-новому взглянуть на окружающую реальность – сквозь призму стандартных запретов, изложенных в строгой императивной форме. Обычно это воспринимается как крик, или грубый окрик, или зловещее предупреждение.
Вот и на этом полотне – автопортрете – художник изобразил себя в голом пространстве, где доминируют красные буквы, выстраивающиеся в запрет: «Нет входа!». Другими словами: «Нельзя!», «Не сметь!», «Не туда!», «Не так!». Сам художник мрачен и сосредоточен, он, как мастеровой, одет в черную рубаху с закатанными рукавами, но рук не видно, они опущены, ими нельзя действовать, ибо: Не сметь! Не туда! Не так! и т.д.
Но что это за черный лоскуток мы видим на переносице у художника? Присмотритесь – это глубокое пространство, уходящее далеко, в бесконечность, оно мерцает звездами, продолжение этого ряда – зрачки. Прорыв мертвенного запрещающего пространства начинается в голове и глазах художника. «Нет входа!» - велит безликая стена. «Есть вход и выход!», - говорит художник, - "и они начинаются в нашем сознании".