Янкилевский В.Б. Дверь II. Пространство мечты. 2004
Янкилевский Владимир Борисович
(родился в 1938)
Дверь II. Пространство мечты
2004
Музеи Людвигов
Известная в мире искусства аксиома – работы Владимира Янкилевского надо смотреть живьем. Потому что на репродукциях они кажутся плоскими, а «живая» картина, благодаря рельефным пластам, игре света и тени, распахивается и втягивает тебя. К какой бы теме ни прикасался Янкилевский – это всегда проблемы вселенского масштаба, будь-то любовь, наука, социум. В его пространстве Земля и Космос, свобода и несвобода, конфликт и гармония, взаимопонимание или отчуждение.
Ему повезло получить хорошее воспитание в художественной семье художников-дизайнеров, потом - блестящее образование в Полиграфическом институте у художников–«формалистов» А.Д.Гончарова , И.И.Чекмасова и Э.М.Белютина. Но даже эти яркие мастера считали его вундеркиндом, уникальным, ни на кого не похожим художником. В 1962 году он стал участником скандальной выставки художников-авангардистов в Манеже, на которой Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев гневно ругался, был крайне возмущен увиденным, потрясал кулаком, и затем своей оценкой этой выставки перекрыл для многих участников выставки путь в официальное искусство. Ну что ж, жизнь на этом не заканчивалась, было свободное творчество и поиски новых форм, увлечение джазом и общение с неофициальными художниками и музыкантами.
Творчество Янкилевского очень многообразно, в нем есть и соединение предметности с абстракцией, и находки в области большой формы триптиха, инсталляции. Мы представляем сегодня одну из поздних его работ. Это развитие одной из его любимейших тем – ящика. Вот как он сам поясняет свою метафору: «Невидимый ящик, в котором живет каждый из нас, как бы формируется двумя силами. Первая сила - это воздействие и давление на нас социума, который предлагает некую модель конформистского поведения, правила игры, и вторая сила – это твое персональное сопротивление этому давлению. Форма твоего «ящика», где бы ты ни жил, в Москве или Нью-Йорке, зависит от борьбы этих двух сил». (Янкилевский В., Гольдштейн А. Возрождающий импульс архаики// Зеркало Тель-Авива, 2000, №138, с.30)
В этой картине происходит трансформация «ящика» в «шкаф» (еще одна метафора), а того, в свою очередь – в дверь. Когда «шкаф» закрыт, мы видим дверь коммунальной квартиры с почтовыми ящиками и кнопками личных звонков. Когда дверь распахивается, за ней оказывается новое пространство. Оно может быть разным – забитым бытовыми вещами или дорогими сердцу старыми фотографиями. Но иногда это пространство распахивается, проламывается, прорывается - и открывается солнечный, радостный мир, полный воздуха и света, мир личной свободы.