Кабаков И.И. Проверена. На партийной чистке. 1981
Кабаков Илья Иосифович
(родился в 1933 году)
Проверена. На партийной чистке
1981
Собрание Людвигов
О художнике Кабакове написаны сотни статей, он не только наиболее известный за рубежом русский концептуалист (например, в Америке, где живет сейчас), но он прославился также рядом спорных, а то и просто скандальных работ. Откройте интернет и там вы найдете, что почитать о нем. Здесь же мне хотелось подробнее рассказать об этой странной картине.
Вы знаете, что такое «партийная чистка»? Пишу и думаю, какое счастье, что кто-то этого уже не знает, и, в то же время боюсь, не дай Бог, узнают из жизни, а не из моих текстов. Процедуры «чисток» проводились регулярно в 1930-е годы, да и позже тоже. Тот, кого «чистят» перед лицом всего собрания, выходит на трибуну и должен «отчитаться» (очиститься) «перед лицом своих товарищей», т.е. рассказать о своих родителях, друзьях, работе, перед этим он кладет на стол партбилет. Если он не окажется "чистым", а для этого достаточен один голос из зала, то он сходит с трибуны, навсегда оказавшись «лишенцем», при этом партбилет ему не возвращается.
История создания этой картины такова. В 1981 году В.Сорокин принес Кабакову альбом «Советская живопись» 1938 года издания. Среди прочих репродукций была черно-белая работа «Проверена» художника Алехина. Кабаков заинтересовался этой картиной и художником, но ничего не мог найти. Картина его поразила – и жалкой убогостью своего исполнения и откровенным, лакейским «Чего изволите?», исполнением требований момента. Кабаков начал копировать эту картинку и, по его словам, она была «как кристалл, из которого понеслись и стали излучаться в разные стороны бесконечные потоки смыслов» (с.48). Художник называет свое произведение «дважды исторической картиной». Обычно все исторические картины пишутся через какое-то время после произошедшего события. Но это будет взгляд на историю из времени художника, и часто такие картины проигрывают в документализме. Здесь же перед нами наложенная на документальный материал классическая схема «исторической» картины. Она полна в этом смысле исторического пафоса. В основу композиции положена традиционная католическая алтарная композиция о чуде явления Мадонны священнослужителям и народу. Мадонна, осияная светом, осеняет благим жестом старцев и всех ее окружающих. Здесь сюжет передан с обратным значением. Не Мадонна дает жизнь старцам и благословляет их, а наоборот, старец дает, точнее, возвращает ей жизнь.
Кабаков видит в этой своей картине еще один пласт – сцену публичного жертвоприношения. Женщина находится на трибуне (алтаре) для заклания. На нее, улыбаясь, с высоты смотрят боги, а чуть ниже –жрецы. Не знаю, как выглядел старец-жрец на картине Алехина, но здесь он похож на уродливого карлика, причем, он дублирует позу и профиль гипсового вождя-бога за его спиной, но в более отвратительной форме.
Перед нами не только сакральное действо, но вершинный момент его – просветление. Сам же Кабаков ставит вопрос – почему же все-таки надо было делать эту псевдокопию? Он называет это «введением в нашу жизнь апокрифов, которые надо помнить», а это введение достигается способом повторения. Он считает – это надо помнить всегда.