Штейнберг Э.А. Времена года. (Живые и мертвые). 1985–1987
Штейнберг Эдуард Аркадьевич
(1937 – 2012)
Времена года. (Живые и мертвые)
1985–1987
Собрание Людвигов
Эдуард Штейнберг, мистик и художник-философ, последние годы своей жизни провел в Париже. Он - высокий пример человека, сделавшего себя сам. Он познакомился со своим отцом только в 1953, когда тот вернулся из сталинских лагерей, и стал главным учителем сына. Художник и философ Аркадий Акимович рассказывал сыну о философии, читал ему Мандельштама и Цветаеву, учил рисовать. Для мальчика, живущего впроголодь в Тарусе, кормящегося только выловленной в реке рыбой, кумиром становится Ван Гог. Он работает по 15 часов в сутки, копирует Рембрандта и Калло, пишет натюрморты и пейзажи, по ночам читает книги об искусстве. В его творчестве есть разные периоды – и увлечение символизмом, и супрематизмом. Но, пожалуй, оно становится совершенно уникальным, когда Штейнберг серьезно и глубоко занялся изучением, вернее, постижением древнерусского и византийского искусства. Отталкиваясь от супрематизма и опираясь на традиции иконописи, художник первым принес в авангардную живопись религиозный смысл.
Картина «Живые и мертвые» входит в так называемый «Деревенский цикл», написанный им в 1980-е годы, когда задумчивая созерцательность художника внезапно взорвалась болью и скорбью. Символика образов сближает эти картины с иконой, а цвет – темный, контрастный – усиливает драматизм изображений. Жизнь и смерть обычных обитателей сельской глубинки становится подлинной трагедией эпохи, трагедией крестьянской России накануне грядущих перемен, так точно угаданных художником. Вот крестьянские домики, вот жители деревни Погорелка, вот рыба – то ли атрибут любимой рыбалки, то ли символ Христа. В центре всей системы – крест, точнее крестики – хрупкие, гнущиеся под порывами вселенского ветра, осеняют картины-надгробия: целый мемориал! Это словно молитва о жителях Тарусы.