Нестерова Н.И. Метро. 1980
Нестерова Наталья Игоревна
(родилась в 1944 году)
Метро
1980
Государственный Русский Музей
В картинах Натальи Нестеровой много иронии, переходящей в сарказм. Это не злость - это боль одиночества, тревога, предчувствие беды. Жизнь страны, придавленной тоталитарной моралью, всегда в оппозиции индивидуальности, глубине человеческого чувства, доверительному общению.
Она принадлежит поколению семидесятников, когда протестность в искусстве становится глубже, метафоричнее, усложняется концепция. Это будет выражено в театрализации пространства, когда в качестве художественных средств будут использованы театр кукол, маски, нарочитые декорации, что позволяет усилить иносказательность и притчевость повествования.
Главные ее темы – одиночество человека, чрезмерная погруженность в себя и неспособность к контакту. Но эта погруженность ничего не имеет общего с творчеством или размышлениями, в ней - отчужденность обманутого и ограбленного настороженного существа.
Тема метро позволяет ей не только проследить жизнь человеческого муравейника, но и переосмыслить один из типичных мифов. Люди в метро куда-то спешат, как обычно. С видом показной занятости и целеустремленности, они прокладывают себе дорогу локтями. Утрируя сюжет, композицию, позы и жесты, Нестерова дает понять, что ничего по-настоящему важного и значимого с ними произойти не может. Москвичи всегда куда-то бессмысленно торопятся, и это, видимо, заложено в самой среде их столичного быта. И не случайно выбрана станция метро «Площадь Революции», как яркий метафорический знак обозначения эпохи и истории. Большую роль играют в картине скульптуры соцреалиста М.Г.Манизера – «Отец с ребенком» и «Мать с ребенком» - огромные, сгибающиеся под тяжестью арки, своим величием и застылостью контрастирующие с толпой.
Вы можете отметить необычность живописной манеры – густая, пастозно наложенная краска и некоторая примитивность изображения. Этот прием Нестерова использует в своих работах, чтобы вернуться к истокам искусства, а через него - к целостному, монументальному взгляду на мир, создать пространство не голого документализма, но трагического мифа.