Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Ситников А.Г. Красный бык. 1979

Ситников А.Г. Красный бык. 1979

Ситников Александр Григорьевич
(родился в 1945 году)
Красный бык
1979
Государственный Русский музей

Александр Ситников – яркий представитель художников-семидесятников. Сам он определяет свой стиль как «наивно-иронический» лиризм. Ирония, театрализация пространства, игра со зрителем – эти черты встречаются как раз у этого поколения. Его картины, с одной стороны, интересно расшифровывать – это такое интеллектуальное основание с гуманитарными знаками и символами, с другой – погружаться в мощную экспрессивную цветовую стихию. Поэт Владимир Салимон называет его «гармонизатором Вселенной», ставя в один ряд с Филоновым и Хлебниковым. «Рассматривая картины Ситникова, словно проникаешь в заоблачные выси, в те самые сферы. В одну за другой – первая, вторая, седьмая… Истекающие кровью смертельно раненые звери сменяются просветленными лицами богов. Жертвенная кровь превращается в вино. И так все выше и выше, пока не достигнем вершины. Здесь нет ничего материального – тут царство духа, чистого цвета и аллегорий. Тут проходят небесные оси, на которых кое-как держится вся эта наша с вами дисгармония».

Этот диалог со Вселенной, конечно, приводит художника к мифу. Он пользуется и уже сложившимися конструкциями и создает свои собственные. «Бык» - навеян Критом. Это и белый бык возмездия, посланный Посейдоном к Пасифае, и Минотавр – порождение этого чудовища, и похитивший Европу Зевс, принявший облик парнокопытного. Бык в исполнение Ситникова обретает огненную субстанцию – в нем обжигающий напор, неукротимая сила, грубое мужское начало и абсолютный покой. Вспомним знаменитую фреску кносского дворца «Акробаты». Как спокойны и невозмутимы там люди, идущие в смертельное состязание с быком, осознание неизбежности рока делает их героически-покорными своей участи, как пластичен и эмоционально динамичен там бык! И сколько, напротив, страдания и боли здесь, в картине Ситникова, как мучителен круговорот сопротивления и умирания в плену застывшей обжигающей стихии. Возможно, для вас метафора художника не совсем очевидна. Но она легко раскрывается людям, пережившим то время - невозмутимая красная, даже и не движущаяся, а застоявшаяся сила легко и без напряжения подминает, подбрасывает и топчет усталых хрупких, обессиленных людей. Можно ли рассказать о застойности времени, последних агрессивных конвульсиях режима и апатии поколения в реалистической манере? Кажется, Ситников подобрал очень удачную формулу, чтобы соотнести современность с вечностью.

    Выставки филиала в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543

  • "Свобода в искусстве"
 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль