Целков О.Н. Голгофа. 1976
Целков Олег Николаевич
(родился в 1934 году)
Голгофа
1976
Это художник, обладающий могучей брутальной силой и невероятным азартом. Говорят, что когда деревенский паренек пришел поступать в школу для «художественных гениев» им. В.Сурикова в Москве, на экзамене он впервые увидел постановочный натюрморт и услышал слово «композиция». Соорудив холст с подрамником из старой тряпки и штакетника, он написал на нем нечто яркое и страстное, имеющее весьма отдаленное сходство с оригиналом. Маститые художники из приемной комиссии были так поражены его стихийным талантом, что приняли его... - на свою голову!.. Потому что Целков никогда не был пай-мальчиком. Упрямый, как мул, имеющий свое мнение, самодостаточный, он дважды изгонялся потом из художественных вузов. Не за отсутствие таланта, а, например, с такой формулировкой: «за тлетворное влияние на китайских студентов».
Своим учителем он считал Казимира Малевича, которого понятно, знал только по картинам. Его увлекала пластика объемов, крупные обтекаемые формы и завораживающее волшебство чистого цвета. Но ведь Малевич уже все это придумал, и это уже было. Целков искал свой стиль. Прорыв произошел в 1960 году. Вот как он сам рассказал об этом в одном из своих интервью: «На листе нарисовались два лица. Случайно. Я остолбенел и стал в них вглядываться. На этих лицах отпечатались миллионы лет, прожитые человечеством в прошлом... Будто в темной комнате я ощупывал стены, шкаф, кровать и вдруг натолкнулся на ручку двери. Открыл - и увидел свет». Эти лица не имеют национальности – это образ человечества в целом. Это также театральная маска, лишенная индивидуальности, а потому -универсальная. Театр масок Целкова генетически родственен древнегреческому. Это та маска, которая ничего не скрывает (в отличие, скажем, от венецианской), но раскрывает суть образа. В этих лицах есть гротеск, есть ирония, есть любопытство. Это что-то первобытное, изначальное, нутряное. Это творение художника с тех пор не уходит с его холстов, ему придуманы множества наименований – «морда», «человекоподобный пузырь», «надувной манекен», «целковид».
Целков был всегда далек от политики, он размышлял о смысле жизни. Однако советские критики усмотрели в его «целковидах» «критику советской действительности» (вот уж, поистине, на воре шапка горит!). В Советском Союзе две его выставки, которые чудом удалось открыть, закрывались уже через полчаса. В 1977 году он эмигрировал во Францию. Сейчас это один из самых популярных современных художников на Западе и в нашей стране.