Овчинников В.А. Красный утюг. 1988
Овчинников Владимир Афанасьевич
(родился в 1941 году)
Красный утюг
1988
Государственный Русский Музей
Владимир Овчинников стоит одним из главных основателей «газаневской» культуры. Sic transit gloria mundi - сейчас это понятие почти никому из неспециалистов неизвестно. Для 1970-1980-х годов это был символ сплоченности неофициальной культуры Ленинграда. «Подпольные» выставки художников-нонконформистов организовывались сначала на частных квартирах (через них проходили тысячи зрителей, в том числе, и из других городов). В 1963 году в Эрмитаже состоялась уникальная выставка, известная сейчас как «бунт такелажников». Рабочие музея, на самом деле являвшиеся художниками, изгнанными из всех союзов и выставкомов, - художники, не желавшие восхвалять советскую власть (среди них были М.Шемякин и В.Овчинников), самовольно выставили свои картины в Расстреллиевской галерее Эрмитажа. Конечно, практически сразу они были уволены, отстранили от должности и директора музея за «отсутствие бдительности». Через 11 лет тем же парням удалось добиться разрешения властей на организацию выставок художников-нонконформистов в ДК им.И.И.Газа (22-25 декабря 1974 г. –около 50 художников) и в ДК "Невский" (10-20 сентября 1975 года, около 90 художников). Что творилось тогда в Ленинграде! Люди, стоявшие в бесконечной очереди на выставки знакомились, братались, обменивались книгами и адресами художников. Это был невероятный всплеск общественного интереса к современному искусству, которое впервые предстало перед зрителем во всем многообразии стилевых направлений.
Сам Овчинников предпочитал неосимволизм. Вводя в картину символы непознаваемых сущностей, он искал новые способы выражения неуловимых смысловых оттенков и психических состояний. Художник создает странный мир смешения обыденного и духовного. Чугунный огромный красный утюг распахнул свою зубастую пасть. Березка – избитый символ России – поглощена им. Ангелы в костюмах такелажников пытаются осуществить какой-то ремонт в чреве красной давильни. Все очевидно, не так ли? У персонажей Овчинникова отрешенные лица, круглые головы, деформированные до сходства с деревянными болванчиками фигуры. Но живописная поверхность светится каким-то матовым потусторонним светом. В абсурдности сюжетов художника – символическое отражение печальной правды современного ему мира с однообразной механистичностью человеческой жизни, когда коллективная амнезия порождает ангела – социального изгоя.