Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы). XII век
Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)
XII век
Дерево, темпера. 49 х 38,8
Государственный Русский музей
Русский музей, наряду с Третьяковской галереей, обладает одной из самых больших коллекций средневекового искусства. Это самая древняя икона собрания. Она выглядит монументально, хоть и невелика по размеру. Голова ангела с широко раскрытыми глазами занимает все пространство доски. Декоративно выглядят роскошные волосы, обрамляющие лицо и падающие на плечи. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало. В иконописи эта техника называется «асистом».
Золотые нити – символ величия и бессмертия еще со времен эллинистической культуры, здесь очевидны традиции Эллады, наследницей которых была Византия. О близости иконы к византийским памятникам говорит и восточный греческий тип лица Архангела. Однако икона слишком задушевна для искусства Византии, которое в это время отличалось аскетизмом, назидательностью и суховатой отвлеченностью. Искусствовед В.Н.Лазарев предполагал, что эта икона вышла из мастерской «грека Петровича», который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде.
Где же в церкви могла находиться эта икона? Скорее всего, она входила в деисусный чин неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя.
Это очень редкий тип изображения архангела Гавриила – обычно его писали в полный рост, в архангельском облачении, с надлежащими атрибутами. Гавриил открывал тайное знание Бога людям, а потому считался его вестником. Он возвестил Деве Марии о рождении сына, он же передал ей весть и о ее скорой кончине.
В этом лике удивительное сочетание мягкой, почти лиричной человечности, возвышенной духовности и самоотречения. Архангел печален и кроток. Он – совершенен и, в то же время, полон сострадания к человеку.
Автор текста: Н.М.Михайловская