Каравакк Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717
Каравакк Луи (1684 – 1754)
Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны
1717
Холст, масло. 78х97
Государственный Русский музей
Произведения петровской эпохи представлены в Русском музее богато. Они происходят из старинных собраний петербургской аристократии.
В это время в искусстве многое происходит впервые. Зарождается парадный и интимный портрет, появляются первые батальные и исторические полотна, первые шаги делает пейзажная живопись. Своей художественной школы еще не существовало, поэтому в Россию приглашаются многочисленные иностранные мастера, которые выполняют заказы и обучают русских художников.
Луи Каравакк, французский мастер, именно здесь достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII века.
Перед нами изображение во многом уникальное – это не просто царские дочки, это дети. Анне (брюнетке) девять лет, а Елизавете (блондинке) восемь. Несмотря на их детскую хрупкость, они представлены в образе взрослых позирующих женщин.
Елизавета Петровна держит цветок над головой старшей сестры, которая, в свою очередь, держит на коленях корзинку с цветами. И хотя цветовые пятна здесь крупные, мощные, яркие, присущие скорее русской живописи, изысканность и грациозность движений, жеманство жестов, театрализация изображения в целом характерны для западноевропейского искусства.
Через два года царевен будут уже сватать. Есть интересный документ, в котором французский консул максимально объективно описывает внешность девочек для заинтересованной персоны – короля Людовика XV: «Царь рассчитывает заключить с королем союз и убедить со временем Его Величество принять в супружество принцессу, его младшую дочь Елизавету –очень красивую и хорошо сложенную особу; ее можно бы даже назвать красавицей, если бы не рыжеватый цвет волос, что, впрочем, может, измениться с годами, она умна, очень добра и великодушна. Старшая же принцесса [Анна] вылитый портрет царя-отца, слишком экономна для принцесс и хочет обо всем знать».
Автор текста: Н.М.Михайловская