Кипренский О.А. Портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова. 1809
Кипренский Орест Адамович (1782 – 1836)
Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова
1809
Холст, масло. 162х116
Государственный Русский музей
Гусарский полковник изображен грациозно облокотившимся на каменную плиту. Задумчивый и отстраненный взгляд, большой открытый лоб создают впечатление одухотворенности образа. Возвышенный пафос усилен романтической атмосферой полумрака, грозовым пейзажем, где по поверхности скал как будто пробегают пятна света. Около 130 лет считалось, что на картине изображен известный герой-партизан Денис Давыдов, «поэт, рубака, весельчак», друг Пушкина. Увы, тщательное изучение картины и истории опровергло эту красивую версию. В 1809 году, когда создавался портрет, Давыдов был в чине ротмистра, перед нами же полковник.
В настоящее время считают, что изображен двоюродный брат Дениса — Евграф Владимирович Давыдов (1775 – 1823), тоже герой войны 1812 года, боевой офицер, полковник, награжденный золотой шпагой и званием генерал-майора в 1813, друг П.А.Вяземского и Н.И.Тургенева. Судьба его сложилась трагично. «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 года превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Но награды и повышение в звании навряд ли могли возместить увечья.
Евграф Давыдов прожил инвалидом в родовом имении Аксинино Тульской губернии еще десять лет и умер нестарым человеком на сорок восьмом году жизни. И только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы.
В колорите выделяются звучные сочетания красного с золотом и белого с серебром в мундире гусара. Эти цвета эффектно контрастируют с глубокими темными тонами пейзажа. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине — защитнике отечества. За этот и другие портреты героев Отечественной войны в 1812 году Кипренский получил звание академика.
Автор текста: Н.М.Михайловская