Бруни Ф.А. Медный змий. 1841
Бруни Федор Антонович(1799 – 1875)
Медный змий
1841
Холст, масло. 565х852
Государственный Русский музей
Федор Антонович Бруни был очень успешным живописцем. Закончив Академию художеств, он сразу стал получать множество хорошо оплачиваемых заказов, прославился в аристократических кругах Петербурга, разбогател. Ему поручили высочайшее задание – скопировать для Академии две росписи Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий», избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета.
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на столп медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности.
Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи - создавалась на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников. Мастерство художника очевидно, он великолепно владеет перспективой, пропорциями, искусно компонует многофигурную сцену. Но о чем это полотно? О жестокости Бога? О неприятии народного бунта? О покорности Божественной воле? Или это просто иллюстрация библейского сюжета?
Обратите внимание, что художник не смог избежать влияния знаменитой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» - композиция строится по тому же принципу. Но, в отличии от нее, здесь меньше жизни, подлинного чувства, темперамента. Вот так случается – все по правилам, все идеально - и при этом сухо и безжизненно.
Однако, это ничуть не отразилось на жизненном пути художника – он продолжался так же ровно, как и начинался. «Медный змий» был приобретен императором для эрмитажного собрания за 70 000 рублей, а в 1897 году передан в Русский музей.
Автор текста: Н.М.Михайловская