Левитан И.И. Озеро. 1899–1900
Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900)
Озеро
1899 – 1900
Холст, масло. 149 х 208
Государственный Русский музей
Картина «Озеро» - последнее крупное произведение Левитана, оставшееся неоконченным. Художник предполагал назвать свою картину «Русь», потому что он собирался здесь собрать (синтезировать) свои размышления о судьбе России, о ее характере, душе. Искания эти были действительно многочисленны.
На протяжении своего творчества Левитан создал самые разнообразные картины русской природы, порожденные безграничной любовью к ней и тонким пониманием ее жизни. В этих картинах отразились разные личные и общественные настроения и мироощущения от порожденной печальной действительностью тоски, от боли за угнетенную родину до радости и надежды, веры в светлое будущее. Именно таким радостным настроением проникнуто последнее большое произведение художника.
В этом изображении водного простора озера в ясный солнечный день, с медленно и торжественно плывущими в небе облаками, в этих дальних берегах, с виднеющимися на них белыми церквами, пестрыми постройками селений, нивами и пашнями, во всей этой шири и размахе пространства есть спокойная величавость, свобода жизни природы.
Образ страны представлялся художнику прекрасным и возвышенным в своей простоте и естественности, в ярком красочном убранстве солнечного дня, праздничным и исполненным счастья. Это - Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Это - природа, в своей шири и красоте являющаяся залогом победы справедливости и счастья, свидетельством того, что именно счастье и изобилие, а не бедность, смирение и страдание являются правдой жизни, ее нормой и естественностью. Это - то выражение в красоте природы веры в будущее, утверждение достойной человека жизни, которое мы видим в творчестве Левитана в целом и в особенности в произведениях его друга и современника А.Чехова.
Перед нами вид совершенной природы. Значит ли это, что он сочинен, а потому нереален? Не совсем так. Конечно, это пейзаж воображения, но он сочетал в себе элементы, взятые из разных этюдов, и оттого естествен.
Интересно сопоставить это произведение с другим великолепным поздним, тоже символическим пейзажем Левитана «Над вечным покоем», хранящимся в Третьяковской галерее. В обоих случаях основным средством выражения, носителем эмоции являются большие, широкие и далекие пространства. Небо с облаками и водное пространство с берегом разыгрывают то радостную воскресную песнь, то трагический реквием.
Автор текста: Н.М.Михайловская