Серов В.А. Портрет княгини З.Н. Юсуповой. 1902
Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
Портрет княгини З.Н.Юсуповой
1902
Холст, масло. 181,5х133
Государственный Русский музей
В начале XX века Валентин Серов был самым модным портретистом. И это удивительно, потому что он никогда не льстил своим моделям; в поисках острого, характерного доходил почти до гротеска. Однако эпоха модерна видела в этом особый шик – ибо яркая индивидуальность ценилась превыше приличий и традиционной привлекательности. Но попасться Серову на «ядовитую» кисть не всегда было безопасно.
Зинаиде Николаевне Юсуповой не стоило волноваться по этому поводу – она была очень симпатична художнику. Впрочем, трудно назвать кого-либо, кто не любил бы Зинаиды Николаевны. Она была образована, умна, тактична, но, главное, очень добра и душевна, что нечасто встретишь на вершине аристократического общества. А ее семья действительно была одной из самых знаменитых и богатых в России. Начать с дедушки – екатерининского вельможи, собеседника Вольтера, хозяина усадьбы «Архангельское», затем муж – московский генерал-губернатор, и сын – всем известный убийца Распутина. Говорят, над семьей с давних пор тяготел страшный рок – смерть первенца мужского пола. Не избежала этой участи и Зинаида Николаевна – в 1910 года она похоронила любимого старшего сына, погибшего на дуэли.
В портрете княгини Юсуповой, возрождая обстановочный парадный портрет, художник обращается к наследию XVIII века – Золотого века русского портрета. Вся картина построена на созвучии мягких круглящихся линий: гибкое движение фигуры княгини, мягкий изгиб дивана и рам висящих на стене картин. Этот линейный ритм передает атмосферу уюта, подчеркивает женственность, нежность облика Зинаиды Николаевны. Этому же способствует и утонченность колорита, где сквозь серое просвечивают розово-жемчужные тона.
После революции 1917 года Зинаида Николаевна с семьей была вынуждена покинуть Родину, богатства они не сохранили. Вначале она с мужем жила в Риме, после его смерти переехала к сыну во Францию. Она умерла в 1939 году в Париже.
Автор текста: Н.М.Михайловская