Лансере Е.Е. Петербург начала XVIII века. 1906
Лансере Евгений Евгеньевич (1875 – 1946)
Петербург начала XVIII века
1906
Бумага, темпера. 58,5х111,5
Государственный Русский музей
Искусством была насыщена жизнь Евгения Евгеньевича Лансере с самого рождения. Он происходил из одной из самых ярких художественных семей – отец его был известным скульптором, прадедушка и дедушка – знаменитые архитекторы, дядя – крупный художник, историк и критик искусства – Александр Николаевич Бенуа, сестра тоже стала художницей – Г.Е.Серебрякова. Словом, искусство было для него и любовью, и фамильным делом.
С юности Е.Е.Лансере был связан с объединением «Мир искусства», возникшим как кружок самообразования молодых петербургских интеллектуалов и эстетов. Члены этого кружка были влюблены в культуру прошлого – в петровское барокко, в русский классицизм, мечтали создать особое цельное искусство книги, где слово и изображение слились бы в единой гармонии. Но главной их страстью был Петербург, с его особым неповторимым духом и образом.
Художник остро чувствовал величие и поэтическую прелесть старинной архитектуры города, но он не отворачивался и от прозаической жизни столицы. Он не стремился «театрализовать» свои впечатления. В образ города, создаваемый Лансере, входят не только торжественные колоннады дворцов и храмов и узорные решетки великолепных набережных, но и деревянные баржи, груженые дровами, извозчичьи тележки, жалкие домишки и черные дворы окраин. В его картинах есть ощущение глубокой внутренней достоверности изображаемого, трепетная жизненность.
Перед нами Васильевский остров и Здание двенадцати коллегий архитектора Д.Трезини. Город только строится – справа мы видим открытое пространство строительных площадок. В противопоставлении бурных вод Невы и четко, как на архитектурных проектах, прорисованных объемов новопостроенных зданий, раскрывает художник пафос борьбы созидательных, творческих сил с непокорной стихией, столь привлекательный для него в петровской эпохе.
Москвичам также хорошо знакомо творчество Лансере, мы, правда, не всегда связываем эти работы с конкретным художником. Вспомните хотя бы прекрасные мозаичные панно на станции метро «Комсомольская», плафон Большого театра, росписи Казанского вокзала. Все это работы Лансере, принадлежащие уже советскому периоду.
Автор текста: Н.М.Михайловская