Альтман Н.И. Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1914
Альтман Натан Исаевич (1889 – 1970)
Портрет Анны Андреевны Ахматовой
1914
Холст, масло. 123х103,2
Государственный Русский музей
Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. Родившись в небогатой еврейской семье в Виннице, художественное образование он получил в Париже. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. Там же он познакомился и с молодой поэтессой Анной Ахматовой, приехавшей в Париж с мужем Николаем Гумилевым. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни.
Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом, и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Он сразу же попросил Ахматову позировать ему, она согласилась, и вскоре начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове.
Когда писался этот портрет, Ахматова жила в Петербурге одна, «покинув рощи родины священной и дом, где Муза Плача изнывала», иными словами — Царское Село и дом Гумилева. Наступил ее окончательный разрыв с Гумилевым, начиналась другая жизнь, она испытывала чувство нового рождения, и, наверное, еще сама не представляла, какой она будет,— так, по крайней мере, заставляет думать этот мотив узнавания себя как бы заново, звучащий в стихах об альтмановском портрете:
Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым...
Это один из лучших портретов Альтмана. С одной стороны, это типично светский портрет и вместе с тем — портрет авангардистский. В таком смешении стилей есть острота, есть и эстетическая оправданность.
Автор текста: Н.М.Михайловская