Бакст Л. Портрет С.П. Дягилева с няней. 1906
Бакст Лев Самойлович (1866 – 1924)
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
1906
Холст, масло. 161х116
Государственный Русский музей
Лев Самойлович Бакст вошел в историю русского прежде всего как театральный художник и сценограф, но он был также и книжным иллюстратором, а, возможно, вы видели и его станковые полотна. Одно из самых замечательных – перед вами. Это портрет Сергея Павловича Дягилева. Он не был писателем, актером, художником, но искусство обязано ему многим. Прежде всего, его вкусу, организаторскому чутью, экономическому гению. Он был талантливым антрепренером, одним из основоположников группы «Мир Искусства», организатором великолепных презентаций русского искусства за рубежом в виде «Русских сезонов» и «Русского балета Дягилева». Признавая его таланты, друзья тем не менее называли его «диктатором от искусства» - и эта сложность и противоречивость характера точно схвачена Бакстом.
Вся многомерная натура Дягилева передана деликатно - полунамеками, полу-акцентами. В его позе соединились покой и порывистость. Друзья отмечали некоторую барственность, леность его повадки, и в то же время он все время куда-то спешил (и успевал!). Фигура максимально приближена к нам, несколько обрезана и смещена от центра – это создает ощущение движения, изменчивости, и в то же время монументальности, величественности. Элегантность, изысканность ухоженного человека несколько контрастирует с мягкой оплывшей фигурой старенькой няни, «Ариной Родионовной», как называли ее друзья Дягилева. Ее присутствие неслучайно – она открывает что-то детское, сентиментальное, теплое в характере этого петербургского денди.
Мы можем рассмотреть интерьер петербургской квартиры Дягилева – в глубине освещенного кабинета – мольберт и картины на стене. Это сразу вызывает ряд ассоциаций – перед нами человек, влюбленный в искусство, живущий им, но и постоянно демонстрирующий это.
Дягилев был очень привередливой моделью. В июне 1904 года Бакст, объясняя жене, почему не может приехать к ней, писал: «Все Сережин портрет, а он вдобавок сегодня отвратительно позировал, ломался и так приставал, чтобы я сделал его красивее и тоньше, что я чуть не пустил в него кистями!»
Автор текста: Н.М.Михайловская