Кандинский В.В. Сумеречное. 1917
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1844)
Сумеречное
1917
Холст, масло. 91,5x69,5
Государственный Русский музей
Василий Кандинский - один из крупнейших художников XX века, определивших лицо нашего времени. С "Абстрактной акварели" Кандинского 1910 года начинается история современного абстрактного искусства.
Свои мысли о творчестве Кандинский изложил в 1911 году в книге «О духовном в искусстве». «Наша душа, лишь недавно пробудившаяся от долгого периода материализма, таит в себе зародыш отчаяния - следствие неверия, бессмысленности и бесцельности. Еще не совсем миновал кошмар материалистических воззрений, сделавший из жизни вселенной злую бесцельную игру. Пробуждающаяся душа все еще живет под сильным впечатлением этого кошмара. Лишь слабый свет мерцает, как одинокая крошечная точка на огромном круге черноты. Этот слабый свет является лишь чаянием для души и увидеть его у души еще не хватает смелости; она сомневается, не есть ли этот свет - сновидение, а круг черноты – действительность».
Все значительные холсты Кандинского до 1921 года посвящены теме Апокалипсиса.
Абстрактная живопись обращается прежде всего к нашим эмоциям и не нуждается в объяснении, тем более, что суть абстракционизма – «отвлечение» от конкретных образов. Однако, наша мысль стремится к познанию и каждый зритель будет искать здесь определенные намеки.
Перед нами формы-монстры, напоминающие визионерство Босха. Это ночной кошмар, оживший, анимированный по воле шамана – творца.
Кандинскому хорошо знакомы методы спонтанного письма. Собственно, предложенное им же изучение творчества душевнобольных направлено к одной цели – понять механизм внутреннего, непосредственного видения, которое не только опаляется светом и наслаждается гармонией форм, но также и трепещет в ужасе, открывая царящее в разных сгустках пространства зло.
Кто-то увидит здесь вселенную, пришедшую в хаотическое движение, ледяную радугу, расплывающийся угрожающий антропоморфный образ и наплывающего змея. Но главное – это тревога, смятение и, в то же время, яркая красота разрушения.
В 1917 году, когда создается эта картина, художник был в России. Он видел смуту и разрушение, в которое погружается его родина, и его переживания воплотились в этом холсте.
Автор текста: Н.М.Михайловская