Сверчков В.Д. Интерьер. Около 1856-1859
Сверчков В.Д.
Интерьер
Дерево, масло. 46,5 x 37,5
Художественная коллекция города Турку
На картине изображен поднимающийся по ступеням лестницы юноша, несущий блюдо, красиво наполненное виноградом, яблоками и листьями. Одетый в нарядный костюм придворного пажа он предположительно является слугой, на что указывает, по крайней мере, переброшенное через его правую руку белое полотенце. Намеки, призывающие к моральной нравственности и почитанию предков, дополняют образ юноши и усиливают художественное повествование. На перилах лестницы стоит позолоченная статуя святой. Стену украшают рыцарские доспехи. На задней стене вырисовывается в сумраке портрет в массивной, великолепной барочной раме, с изображением излучающего достоинство персонажа, одетого в черное с белым воротником платье.
Подобно тому, как это делалось в морализирующих картинах, непосредственный предмет повествования передается иносказательно: на лестничной площадке изображен стул, к спинке которого прислонена шпага гостя, с наброшенной не нее шляпой, украшенной роскошным пером. Скрывавшая личность неведомого посетителя красная мантия висит на перилах лестницы. Несет ли слуга-паж своей госпоже и ее таинственному гостю сладостные, намекающие на греховность яства, невольно становясь участником сохраняемого в тайне свидания? Во всяком случае, взгляд его опущен, словно в смущении.
Ввиду того, что жанровые картины В.Д. Сверчкова написаны на дереве и в их сюжетах использованы исторические ссылки и ассоциации, их можно рассматривать в свете традиции академической живописи позднего немецкого романтизма. Анализируя творческое наследие Сверчкова, следовало бы, прежде всего, сосредоточить взгляд на деятельности художественных объединений, действовавших в сфере влияния Мюнхенской Академии.
Однако, вполне очевидно, что Сверчков следил также за другими веяниями в искусстве своего времени. Американский искусствовед Альберт Боем в своей книге, рассматривающей искусство Томаса Кутюра (Boime, Albert: Thomas Couture and the Eclectic Vision. New Haven and London, 1980), придерживается мнения, что Сверчков следовал традициям французской живописи. Согласно этому исследователю, в 1858 году Сверчков работал в школе-студии Кутюра, воздействие которой особенно сказалось в созданных им натюрмортах. Влияние французской живописной школы не ограничилось однако лишь этим, ибо от описанной выше картины Интерьер, с эротическим намеком в ней, веет духом парижского салонного искусства середины 1800-ых годов.
Картина поступила в составе дарственной коллекции, завещанной городу Турку в 1905 году Надеждой Михайловной Половцовой (1843–1908), состоявшей из 6 авторских работ Владимира Сверчкова и 24 копий, выполненных им с подлинных произведений Рембрандта и его школы.
__________________________________
Музейный центр Турку, Риитта Кормано
Фото: Веса Аалтонен