Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Около 1502-1503
Икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат (справа размещалась икона „Сошествие во ад") и играла важную роль в интерьере собора, являясь одним из ключевых образов всего ансамбля, посвященного Богородице. Она как бы объединяет и концентрирует в себе идею живописного оформления храма, ведущими темами которого были темы Акафиста Богоматери. Икону отличает глубина и многозначность содержания.
Стройный силуэт Богоматери подобен храму. Царственный Сын восседает на руке Матери-Церкви, как на престоле, вызывая в памяти слова Акафиста: „Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши носящего вся" (икос 1). Богоматерь предстает на иконе „яко одушевленный храм" (икос 12). Кисть ее правой руки узкая, золотистая, подобная колеблющемуся пламени свечи, благословляет и мир, и сына. Она указывает путь к Богу, образ которого запечатлен в куполе церкви. Она „ключ Царствия Христова", „Ею же отверзеся рай" (икос 8). Христос отвечает ей жестом, полным силы и мягкости. Его благословляющая рука помещена в самом центре иконы на фоне синего треугольника хитона Марии.
Этот окаймленный золотом треугольник как символ Троицы — сердце всей композиции. Образ Христа лишен младенческих черт. Он представлен в позе, повторяющей его позу в композиции „Вознесение", где Спас обычно показан сидящим на радуге, с широко отведенной в сторону правой благословляющей рукой. Здесь образ радуги несет в себе светло-зеленая, трех оттенков подкладка мафория Богоматери, помещенная под фигурой Христа. Ее форма ассоциируется также с формой евхаристической чаши. Икона наполнена светом и золотым сиянием. Светлые цвета даны сильно разбеленными. Белый, как символ рая, света, воссиявшего из гроба Спасителя, проникает в живописную ткань иконы, пронизывает одежды Христа и Богоматери. Золото сияет на фоне, на каймах мафория Богородицы и хитона Христа, нежным золотистым сиянием светятся лики. Богоматерь „светило незаходимого света", „звезда, являющая "Солнце", „многосветное возсияваше просвещение", „воскресения образ облистающая". Идея Воскресения объединяет этот образ со стоявшим по другую сторону Царских врат в иконостасе храма „Сошествием во ад".
Образ Богоматери на иконе принадлежит к типу Одигитрии, что в переводе с греческого языка означает „путеводительница". Это название связывают с прославленной византийской иконой, хранившейся в Константинополе в монастыре Одегон. На ней Богоматерь была представлена фронтально обращенной к молящимся и держащей на руке благословляющего младенца Христа, указывая на него как на путь спасения. В течение веков сложилось множество вариантов изображения Богоматери Одигитрии. На Руси широкое распространение получили образы Одигитрии Смоленской, Тихвинской, Иерусалимской, Грузинской и другие, отличающиеся друг от друга деталями, но сохраняющие общую репрезентативную строгость и величие.
Представленный на иконе вариант изображения Богоматери Одигитрии не имеет прямых аналогий до XVII века, когда иконы подобной иконографии получают распространение под названием Одигитрии Седмиезерской. До XVII столетия подобные изображения встречаются в русской иконописи лишь трижды: на двусторонней таблетке конца XV - начала XVI века из новгородского Софийского собора (НИАМЗ), на иконе того же времени из Покровского монастыря в Суздале (ГРМ, ДРЖ-987) и на иконе XVI века из церкви св. Иоанна Предтечи в Переславле Залесском (Переславль-Залесский историко-художественный музей). В двух первых случаях при общем близком сходстве в иконографии произведений есть отличие в положении правой руки Богородицы. И на таблетке, и на иконе из Покровского монастыря правая рука Богоматери указывает на Богомладенца. Дионисий, знавший этот извод, изменил в нем лишь положение правой руки Богоматери, подчеркнув тем самым в своей иконе идею Воскресения и Спасения. Икона из Переславля, по-видимому, является одной из самых ранних реплик произведения Дионисия, в деталях повторяющая его иконографию.
Т.Б.Виллинбахова
Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Ферапонтова монастыря/Альманах. Вып.18. СПб., 2002