Кара-Таш. 1997. Х., м., 79 х 130

Полотно «Кара-Таш» стало центральным произведением, над которым Суразаков работал в течение нескольких лет. Кара-Таш в переводе с алтайского означает чёрный камень. Так называется большая округлая скала на пути к главной вершине Ак-Тру в Северо-Чуйском хребте. Она не случайно привлекла внимание живописца: уж слишком картинно, как готовая композиция, смотрится это природное образование в центре речной долины с высокими берегами.
Работа 1997 г., показанная на Всероссийской художественной выставке «Россия IX», – это монументальное произведение. Взгляд художника отлетел подальше от скалы, отчего пространство заметно раздвинулось вширь, а горы предстали в почти космическом величии. Изменилась и цветовая гамма. Теперь Кара-Таш написан в момент заката, когда вершины розовеют в лучах заходящего солнца, а тени густеют синевой. Суразаков явно романтизирует пейзаж, превращая его в некий визионерский образ, увлекающий зрителя таинственной атмосферой. Эта тенденция оправдывается стремлением привнести в современное художественное творчество элементы анимистического мышления, присущие традиционному мировосприятию алтайцев. Мощные формы скал с чертами антропоморфных ликов, огромное, на полненное языческим ощущением пространство, волнующееся цветовыми рефлексами небо - все свидетельствует о присутствии великого духа Хан-Алтая и о культе гор, существующем с незапамятных времён.
Е.П. Маточкин, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств