Стражи перевала. 1996. Х., м., 42 х 63
«Стражи перевала» (1996) – произведение, продолжающее линию искусства Чорос-Гуркина, его «Хан-Алтая» (1907). Здесь та же символистская идея двоемирия, та же площадка с кедром на переднем плане и совсем иной мир - на дальнем. У Чорос-Гуркина его олицетворяет мощный массив заснеженных гор с треугольными очертаниями. У Суразакова некое абстрактное пространство в виде экспрессивной кладки пастозных мазков, в котором не просматривается какая-либо реальность. Кедры, в которых, согласно алтайскому антропогоническому мифу, воплотились чистые человеческие души, словно охраняют путь в неведомое царство. В материальном плане оно совершенно не определено, но эмоционально настолько насыщенно, даже драматично, что становится эквивалентом визуальной правды, которая выражена смелыми движениями кисти и мерцающими проблесками света в сумраке застывшей красочной массы, затмившей дальнюю перспективу. Реальность и иномирие, их контраст и гармонию художник объединил общим живописно-пластическим потоком. Видимое и умопостигаемое исполнены единым изобразительным языком, который сам по себе обретает смысловую функцию и даёт то целостное представление о мире, которое живёт в душе алтайцев-язычников.
Е.П. Маточкин, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств