Гончарова Н.С. Велосипедист. 1913
Гончарова Н.С.
Велосипедист
1913
Холст, масло. 79 х 105
Государственный Русский музей
Картину «Велосипедист» принято считать одним из наиболее характерных примеров футуристической живописи не только в творчестве Гончаровой, но и в целом в русском искусстве начала 1910-х годов. В ней действительно можно проследить наиболее типичные признаки футуризма: многократное повторение, смещение контуров фигуры, как бы запечатленной во временной и пространственной последовательности, вкрапление фрагментов уличных вывесок, что должно с максимальной реальностью передать ощущение городской суеты, шума, движения. Вместе с тем сама композиция картины тщательно выверена и уравновешена как по горизонтали, так и по вертикали, что отличает ее от классических произведений футуризма. Гончарова принадлежала к поколению мастеров, формирующих новую эстетику века машин и скоростей.
Гончарова Наталия Сергеевна (1881, село Нагаево Тульской губернии - 1962, Париж)
Живописец, график, художник театра.
Училась в МУЖВЗ (1901-1909), самостоятельно посещала мастерскую К.А. Коровина. Участник выставок с 1904, в том числе: галереи «Штурм» (Берлин, 1912), 2-й постимпрессионистов (Лондон, 1912), «Ослиный хвост» (1912), «Синий всадник» (1912, 1914), 1-го немецкого Осеннего салона (Берлин, 1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914), «1915 год»; русского искусства в Париже (1906, 1921) и Берлине (1906); Международной в Венеции (1920).
В 1912-1914 иллюстрировала книги футуристов. С 1915 работала для антрепризы С.П. Дягилева. С 1915 жила в Швейцарии и Италии, с 1919 - во Франции.