Самохвалов А.Н. С.М.Киров принимает парад физкультурников. 1935
Самохвалов А.Н.
С.М.Киров принимает парад физкультурников
1935
Холст, масло. 305,5 х 372,5
Государственный Русский музей
После убийства Кирова в живописи и скульптуре появляется множество его портретов и произведений на тему его реальной или мифической биографии. Самохвалов пишет портрет Кирова, картину «Киров на стройке» и, наконец, первую в своем творчестве «большую» картину-панно «С.М.Киров принимает парад физкультурников». Художник давно мечтал и напряженно размышлял о многофигурной монументальной картине, о ее фресковом решении. Увлеченный идеей фресковости, Самохвалов занимался колористическими экспериментами, добиваясь, чтобы цвет звучал декоративно и вместе с тем был близок к жизненной естественности. Он остановился на классической торжественно теплой гамме.
В замысле картины и в ее воплощении отразились важные тенденции советского искусства 1930-х годов – стремление к монументальности, к изображению нового типа человека: советского труженика – героя-романтика, сильного и красивого нравственно и физически.
Творчество Самохвалова 1930-х годов всецело посвящено утверждению в искусстве образа «нового человека» - обитателя коммунистического «завтра». Новое явление в жизни страны – физкультура и спорт – становится залогом грядущего физического совершенства «нового человека» и актуальной темой в искусстве. Сам художник отзывался о физкультуре как о «радости бытия», помогающей преодолеть трудности «в борьбе за построение новой жизни» и «воспитать любовь к человеку»…
Киров (Костриков) Сергей Миронович (1886-1934) – деятель Коммунистической партии и Советского государства, в 1926-1934 годах - первый секретарь ленинградского губернского комитета ВКП(б).
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Я впервые приступал к большой картине. Мною овладевали мысли о строе этой будущей картины, я сделал несколько эскизов и, отыскивая цветовое содержание, написал два натюрморта, цветовое содержание которых было адекватно тому, каким представлялось мне оно у будущей картины. Остановился на первом натюрморте - с танагрой. Он теперь в Государственном Русском музее. В элементах выражен поиск фрескового решения. Оба натюрморта экспонировались на нашей ленинградской выставке. Я на основе строя этого натюрморта приступил к картине… Первый вариант композиции строился как бы параллельно трибуне на Дворцовой площади в Ленинграде. На трибуне С.М. Киров и другие партийные работники. Физкультурники идут влево строем. У передних знамёна. Группа молодежи бросает огромный букет цветов Кирову. Потом я резко изменил композицию. Трибуна отошла в сторону, в перспективном развороте. Перед нею - сложная группа девушек, передающих огромный букет цветов Кирову. Киров склонился, чтобы взять букет. Прямо на зрителя идет строй молодых физкультурников. Шедшие впереди девушки устремляются к трибуне, чтобы приветствовать Кирова. В глубине - здание Штаба с лозунгами и портретом Ленина. В направлении знамен идущих там физкультурников угадывается направление их движения по плану площади. Оранжево-красный цвет маек и белый цвет трусиков, объединенные суровым загаром всей молодежи с более суровой гаммой знамён темно-красного бархата, слева и контрастная гамма группы ближайших соратников Кирова на трибуне, по-моему, вполне правильно замыкали цветовой разворот картины.
В газете "Известия" напечатали картину. И все же некоторые товарищи весьма осуждали её цветовой строй на обсуждении в Союзе художников.
Я мог ответить на это лишь то, что они не видели парада физкультурников.
Для меня физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни, той радостью, которая воспитывала любовь к человеку, любовь к солнцу, к природе, к миру для всех».
Самохвалов Александр Николаевич (1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград)
Живописец, график, скульптор, художник театра.
Учился на архитектурном факультете АХ (1914–1917), на живописном факультете ПГСХУМ–АХ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1923) в мастерской К. С. Петрова-Водкина. Участник выставок с 1917. Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917), «Община художников» (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (1930–1931).
Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Радуга», Детгиз. С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в ГБДТ (Ленинград, 1935), «Горячее сердце» А.Н.Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (Ленинград, оба — 1943) и другие. В 1930-х сотрудничал с ГФЗ им. М. В. Ломоносова, создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора. Преподавал в ЛВХПУ (1948–1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).