Самохвалов А.Н. Девушка в футболке. 1930-е
Самохвалов А.Н.
Девушка в футболке
1930-е
Бумага, автолитография. И.: 59,8 х 34; Л.: 72,3 х 52
Поступила работа в 1975 по приказу Управления культуры Архоблисполкома
Инв. Г-1777 АОМИИ
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«Девушка в футболке» – это произведение, ставшее одним из самых любимых символов спортивного стиля, культивировавшегося молодой строящейся страной. Не случайно автор повторяет его несколько раз в различных вариантах.
Самохвалов А.Н. Девушка в футболке. 1932
Государственный Русский музей
Самохвалов А.Н. Девушка в футболке. 1935
Тверская областная картинная галерея
Самохвалов А.Н. Девушка с ракеткой. 1930-е
Музей изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре
САМОХВАЛОВ Александр Николаевич (1894, город Бежецк Тверской губернии –1971, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, скульптор.
В 1906–1908 гг. учился в Калязинском техническом училище им. Полежаева, в классе рисования у М.Г.Горячева; в 1908–1909 гг. – в Бежецком реальном училище живописи
у И.М.Костенко; в школе Я.С.Гольдблата в Петербурге (1913); в 1914–1918 гг. – в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств на архитектурном факультете у В.В.Беляева, Г.Р.Залемана; в 1918–1923 гг. – на живописном факультете ПГСХУМ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН в мастерской К. С. Петрова-Водкина, занимался у В.И.Шухаева, Д.Н. Кардовского, А.А.Рылова, В.Е.Савинского. Преподавал рисунок в Бежецкой женской школе и на педагогических курсах, в ЛВПХУ (1948–1954).
Участник выставок с 1917 г. Член обществ: «Мир искусства» (с 1917), "Община художников" (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (1930–1932). Член Союза художников СССР с 1932 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Лауреат дипломов Гран-При и золотых медалей международных парижских выставок (1925, 1937).
Цветная автолитография, исполненная А.Н.Самохваловым, предстала вариантом композиции известнейшей картины художника «Девушка в футболке», написанной в 1932 году. Образное и архитектоническое совершенство изображения заключают в себе ее подлинную монументальность и выразительность. Произведение А.Н.Самохвалова стало символом эпохи.В 1930-х годах, представив героиню своего полотна как теннисистку с ракеткой и мячом в руках, художник обратился к воспроизведению своей самой знаковой работы, тиражируя это изображение. Авторская литография явила обобщение живописной манеры мастера в его станковой печатной графике.
В своих воспоминаниях А.Н.Самохвалов писал о своей картине, во многом послужившей оригиналом для литографии: «Особой радостью для меня представлялось осуществление в живописи образов моих современников тех лет, формировавшихся людей социалистической эпохи. Долгое время это формирование я видел главным образом в труде, в подвиге и тут вдруг увидел его в торжестве достигнутого. «Девушка в футболке» ? прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Это одежда времени… Ее облик ? простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека ? участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее… Ее прозвали «советской Джокондой»… в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки еще не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой ? улыбкой готовности к действию. Возник спор между Москвой и Ленинградом ? кому отдать эту работу. Решено было все же отдать ее Государственному Русскому музею, так как художник ? ленинградец. Абрам Эфрос в своей статье назвал ее «великолепной». В 1937 году «Девушка в футболке» была включена в экспозицию Международной выставки в Париже. Получила там золотую медаль».