Кузнецов П.В. На Москве-реке. Начало 1950-х
Кузнецов П.В.
На Москве-реке
Начало 1950-х
Холст, масло. 24,2 х 34
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Природа наделила Павла Кузнецова блестящим живописным даром и неиссякаемой душевной энергией. Чувство восторга перед жизнью, природой не покидало художника до глубокой старости.
Картина «На Москве-реке» – этюдного плана, написана широкими, длинными мазками. На ней панорамно изображена Москва-река с пологим берегом, на котором растут деревья, отдыхают и купаются условно изображенные люди. Вдалеке, так же схематично, изображены городские постройки, дымящая заводская труба.
На реке проходит тренировка по академической гребле. В 1950 году на Москве-реке были проведены первые международные соревнования с участием спортсменов из Чехословакии, входивших тогда в элиту мировой гребли. И, несмотря на это, все заезды были выиграны советскими гребцами.
КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич (1878, Саратов –1968, Москва)
Учился в Саратове в студии Общества любителей изящных искусств (1891–1896) у В.В. Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки; в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1897–1904) у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, В.А. Серова, А.А. Коровина; в частных студиях Парижа (1906). Инициатор и участник символистских выставок «Алая роза» (1904), «Голубая роза» (1907). Сотрудничал в журналах «Искусство», «Золотое Руно» (1905–1909). Выполнил декоративные фризы для московской виллы Н.П. Рябушинского «Черный лебедь» (1907–1909, не сохранились). Один из авторов декоративного оформления архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Я.Е. Жуковского в Кучук-Кое. Совершил поездки: в киргизские степи (1908–1912); в Бухару (1912); в Ташкент и Самарканд (1913).
В 1917 заведовал художественной секцией Моссовета. Выполнил панно «Степан Разин на стругах» для здания Малого театра в Москве (1918). Член коллегии Отдела Изо Государственной комиссии по просвещению при Наркомпросе в Москве (1918–1924).
Преподавал в Строгановском промышленном училище (1917, профессор монументальной живописи), в Государственных свободных художественных мастерских (1916–1929, руководитель живописной мастерской, профессор); руководитель подготовительных мастерских при Отделе Изо Наркомпроса в Саратове (1919); в Институте повышения квалификации художников при комиссии по делам искусств Мосгорисполкома (1939–1941); в Московском центральном художественно-промышленном училище (1945–1948, профессор).
Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (1902, 1906, 1911–1913, 1915–1917, 1921, с 1910 – член); «Свободная эстетика» (1907–1917); «Осенний Салон» (Париж, 1906–1914, с 1908 – член жюри), «Четыре искусства» (Москва, 1924–1931, член-учредитель, председатель).