Кузнецов П.В. Футбол. 1930-е
Кузнецов П.В.
Футбол
1930-е
Холст, масло. 180,5 х 146
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Павел Кузнецов – один из крупнейших мастеров XX века, художник-символист, сложившийся на рубеже двух столетий. Произведения искусства советского времени отражают напряженную борьбу различных идейно-эстетических устремлений. Однако Кузнецов не потерялся в этом потоке, найдя свой собственный художественный язык. При всей искренности желания откликнуться на социальные заказы своего времени, Кузнецов не мог вполне удовлетворить запросы новой идеологии и часто подвергался критике за «эстетизм» и «формализм».
В 1931 году Кузнецов создал серию картин, посвященную спортивным играм и соревнованиям: «Бег», «У старта», «Пушбол». К этой серии относится и работа «Футбол». Исследователь творчества мастера А. Русакова считает, что эти картины можно назвать триптихом, где «Пушбол» центральная часть, а «У старта» и «Футбол» – левая и правая соответственно. Одна и та же тема показана художником в трех ее вариациях, в трех пространственных решениях, уравновешивающих друг друга.
«Футбол» написан с соблюдением всех правил пленэрной живописи. Художник убедительно передал зрелищность, выразительность и динамичность этого вида спорта. Спортсмены даны монументально на фоне неба, они сосредоточены на игре, их руки сжаты в кулаки. В нижней части картины закручивается вихрь красок, следующих за формой мяча и движением ног футболистов. Кузнецову было важным уловить состояние световоздушной среды, запечатлеть красочное зрелище яркого, наполненного цветом, солнечного летнего дня.
КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич (1878, Саратов –1968, Москва)
Учился в Саратове в студии Общества любителей изящных искусств (1891–1896) у В.В. Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки; в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1897–1904) у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, В.А. Серова, А.А. Коровина; в частных студиях Парижа (1906). Инициатор и участник символистских выставок «Алая роза» (1904), «Голубая роза» (1907). Сотрудничал в журналах «Искусство», «Золотое Руно» (1905–1909). Выполнил декоративные фризы для московской виллы Н.П. Рябушинского «Черный лебедь» (1907–1909, не сохранились). Один из авторов декоративного оформления архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Я.Е. Жуковского в Кучук-Кое. Совершил поездки: в киргизские степи (1908–1912); в Бухару (1912); в Ташкент и Самарканд (1913).
В 1917 заведовал художественной секцией Моссовета. Выполнил панно «Степан Разин на стругах» для здания Малого театра в Москве (1918). Член коллегии Отдела Изо Государственной комиссии по просвещению при Наркомпросе в Москве (1918–1924).
Преподавал в Строгановском промышленном училище (1917, профессор монументальной живописи), в Государственных свободных художественных мастерских (1916–1929, руководитель живописной мастерской, профессор); руководитель подготовительных мастерских при Отделе Изо Наркомпроса в Саратове (1919); в Институте повышения квалификации художников при комиссии по делам искусств Мосгорисполкома (1939–1941); в Московском центральном художественно-промышленном училище (1945–1948, профессор).
Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (1902, 1906, 1911–1913, 1915–1917, 1921, с 1910 – член); «Свободная эстетика» (1907–1917); «Осенний Салон» (Париж, 1906–1914, с 1908 – член жюри), «Четыре искусства» (Москва, 1924–1931, член-учредитель, председатель).