Чернышёв Н.М. На каток. 1958
Чернышёв Н.М.
На каток
1958
Холст, масло. 53 х 106
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Хрупкая юная красота девочек-подростков на протяжении многих лет оставалась основной темой творчества известного московского живописца Н.М. Чернышева. Порой – это портреты, иногда – большие картины, но чаще его произведения – это особый жанр, где портрет сливается с жанровой сценой или пейзажем. Н.М. Чернышев привносит в станковую живопись некоторые приемы фрески. Элементы фресковости необходимы автору, они помогают ему выразить особое возвышенное отношение к действительности, утвердить на холсте ее значительность.
В картине «На каток» художник изобразил тоненьких, стройных девочек, которые, выполняя задуманную фигуру, пытаются синхронно скользить по льду. Они полны особенной, еще немного угловатой, грации. Их жесты естественны, деловиты и в то же время очаровательно-грациозны.
ЧЕРНЫШЁВ Николай Михайлович (1885, с. Никольское, Тамбовская губ. – 1973, Москва)
Посещал воскресные курсы и вечерние классы в Центральном Строгановском училище технического рисования (1899–1900). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1911) у Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, В.А. Серова; в Париже в академии Р. Жюльена (1910); в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Императорской Академии художеств (1911–1915) у Д.И. Киплика, В.В. Матэ. Сотрудничал с московским журналом «Млечный путь» (1914–1916). Принимал участие в оформлении революционных праздников в Москве (1918).
Преподавал рисование в городских училищах Москвы (1909–1911), в Учительском институте в Петербурге-Петрограде (1911–1915); школе военной маскировки (1919–1921), Высших государственных художественно-технических мастерских (1920–1930, руководитель мастерской монументальной живописи, профессор), Институте пролетарского изобразительного искусства (1930–1931), Московском художественном училище памяти 1905 года (1932–1933); Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1942–1947), Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова (1936–1948, профессор).
Научный сотрудник секции пространственных искусств, членкорреспондент Государственной академии художественных наук (1927–1930). В годы Великой Отечественной войны жил в эвакуации в Нальчике, затем – в Тбилиси (1941), Самарканде, где преподавал в эвакуированном Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1942–1944).
Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (1921), «Московский салон» (1912–1913; 1916, 1920–1921), «Товарищество Независимых» (1914, Петербург), «Маковец» (1922, 1924, 1925, членучредитель), «4 искусства» (1929–1931), «Путь живописи» (1926–1930); Общества московских художников (1928); Ассоциации художников революционной России (1931–1932).
Заслуженный художник РСФСР (с 1961). Народный художник РСФСР (с 1970). Лауреат Государственной премии СССР (1960).