Ройтер М.Г. Барьеристы. 1961
Ройтер М.Г.
Барьеристы
1961
Бумага, цветная литография. 38,6 х 50,7
Костромской государственный историко-художественный музей-заповедник
РОЙТЕР Михаил (Мендель) Григорьевич (1916, Винница – 1993, Москва)
Первое художественное образование получил на рабфаке Киевского художественного института. С 1937 г. учился живописи в Московском государственном художественном институте у Юона, Ромадина и Каневского. Во время войны служил в студенческой бригаде на строительстве оборонительных сооружений. После войны окончил тот же институт, где его учителями были Истомин, Родионов и Радлов.
Со студенческих лет отдавал предпочтение графике. Дипломная работа – иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые». В 1949 году был принят в Союз художников СССР, а в 1947 году стал участником выставки на I Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов в Праге и был удостоен почётного диплома за представленные иллюстрации.
Первыми профессиональными работами художника стали иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. Ройтер иллюстрировал многие произведения Достоевского: «Неточка Незванова», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Бесы». С конца 1950-х гг. путешествовал по стране как специальный корреспондент газет «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета» и журналов «Огонёк» и «Юность». История поездок отразилась в сериях его работ: о Братске и Красноярской ГЭС, промышленном Урале, месторождениях нефти в Баку, АЗЛК в Москве. Он работал на Дальнем Востоке и Камчатке, на Памире, в Мурманске, на Украине.
С 1960-х гг. ведущей в творчестве Михаила Ройтера становится тема спорта. Он участвовал во всех специализированных Всесоюзных выставках, посвящённых спорту. Спортсменам и вообще советской молодёжи посвящены многие его жанровые работы 1950-х и 1960-х гг. Выразительные акварели, экспрессивные линогравюры, которые автор печатал собственноручно, воспевают молодость и красоту тренированного человеческого тела. Ройтер пробовал себя в различных графических техниках. Он рисовал пером, работал в технике монотипии, линогравюры и литографии, достигнув особенных успехов в офорте. Начиная с 1970-х, Ройтер работал преимущественно в технике акварели, фиксируя преображения в архитектурном облике Москвы и Ленинграда.
Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.